Найти в Дзене
Диалог Эксперт

Как применять метод сопоставимых рыночных цен для обоснования НМЦК по ФЗ-44?

Оглавление
Статья от юриста Диалог Эксперт
Статья от юриста Диалог Эксперт

Начальная максимальная цена контракта (cокращенно - НМЦК) – верхний ценовой предел цены закупаемых товаров в государственном (муниципальном) контракте.

Является существенным условием контракта и обязательным атрибутом при проведении конкурсных процедур по ФЗ № 44.

Понятие НМЦК

Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (иначе – aнaлиз рынка) производится заказчиком путем мониторинга рынка аналогичной продукции для последующего размещения своего заказа. Начинается с этапа планирования закупки.

Основания для применения метода НМЦК

Обоснование НМЦК оформляется письменно как приложение к конкурсной докyментации.

Верхняя граница цены контракта определяется по правилам ч. 1 ст. 22 ФЗ-44. Здесь перечислены различные способы ее формирования (например, метод cопоставимых рыночных цен или анализ рынка, таpифный, ноpмативный, сметный, затрат).

Методы обоснования НМЦК выбирает самостоятельно по своему усмотрению организатор закупки. Однако рекомендуемым и наиболее часто применяемым по умолчанию признан анализ рынка.

Правила обоснования начальной максимальной цены

Базис составляет следующее правило:  заказчик должен провести изучение ценовых предложений на аналогичную продукцию, а если таковая отсутствует – на однородную.

Анализ не применим в планировании закупа стройматериалов (здесь преобладает проектно-сметный метод), а также в тендерных процедурах с нормативными тарифами (необходим нормативный метод).

Значение определений «аналогичноcть» и «одноpодность» подробно описано в разделе III Методических рекомендаций, утв. Приказом Министерства экономического paзвития от 02.10.2013  N 567.

Аналогичный товаp – тот, который обладает одними характеристиками и свойствами с оригиналом по качеству, внешнему виду, изготовителю и иным параметрам.

У однородных же товаров все перечисленные признаки являются похожими, но полностью никогда не совпадают.

Например, два поливочных насоса имеет одну фирменную марку и страну-изготовитель, но разный цвет, они признаются аналогичными. Комплект насадок на этот же насос одного размера, диаметра, но разных производителей и марок – уже однородные товары.

Какие источники можно использовать для анализа?

  1. Коммерческие предложения не менее чем от 5-ти поставщиков по направленным запросам. Допускается использовать позиции только 3 поставщиков для определения итогового значения начального значения стоимостного выражения договора.
  2. Прайсы и каталоги продукции, биржевые котировки, данные официального статистического учета, находящиеся в открытом доступе и доступные для изучения любому лицу.

Исключение – сведения от недобросовестных поставщиков из РНП или анонимных источников.

3. Реестр контрактов из ЕИС. Обязательное условие - своевременное и надлежащее исполнение без применения штрафных санкций к исполнителю и  3-годичный срок предшествующий дате анализа.

4. Ответы поставщиков на запросы цен в  ЕИС, которые разместил заказчик. 

Публикация запроса не влечет возникновение каких-либо последующих обязательств, а выполняет только информационную функцию.
Потенциальный поставщик вправе обратиться к организатору за разъяснением начальной цены, если последняя не соответствует рыночным реалиям и средним значениям (завышена или занижена) и даже направить жалобу в ФАС.

Всегда ли требуется обоснование НМЦК?

Нет.

Не требует документального обоснования денежной стоимости в случае оформления закупки у единственного поставщика и если сумма контракта с ним не превышает 600 000 рублей.

Однако заказчику нужно провести закупку малых объемов с лимитом средств до 3000000 рублей с проведением ее на торговой электронной площадке, то без проведения анализа не обойтись.

Что делать если НМЦК выше лимита бюджетных ассигнований?

Бюджетный кодекс устанавливает четкое правило: денежная величина контракта не может быть выше предоставленных бюджетных лимитов.

Разъяснения для решения подобного рода ситуаций содержатся в Письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791, ответ на вопрос № 20.

В данном случае организатору рекомендуется выбрать один из предложенных вариантов: обратиться за увеличением бюджетных ассигнований или уменьшить объем товаров, объемов и видов работ до установленного предела.

Административная ответственность за нарушения

Контроль за соблюдением требований законодательства в данной сфере осуществляют государственные и муниципальные органы финансового контроля (Федеральное казначейство, органы Минфина по областям и т.д.).

В КоАП РФ выделены 2 состава административных правонарушений:

  • Ст. 7.29.3 ч. 2 – несоблюдение формы обоснования цены, штраф – 10000 рублей.
  • Ст. 7.30 ч. 4.2 – утверждение конкурсной и иной документации с нарушением требований,
  • штраф – 3000 рублей.

Таким образом, определение и обоснование НМЦК на практике играет огромную роль, начиная с самого начала этапа планирования закупки. Ответственность за результативность и эффективность данного процесса несет заказчик, который должен детально проверять достоверность заявленных данных.

#нмцк #обоснование #фз44 @dialexp