Дневниковые тетради старца архимандрита Павла Груздева, пожалуй, единственное, что осталось от батюшки нам.
Мы пару раз уже обращались к этим записям и выписывали его советы и наблюдения. Стоит отметить, что в тетрадях имеются различные вырезки из газет, фотографии икон, которые он вклеивал туда. Большое количество впечатлений он записывал от паломнических поездок. Записывал рассказы о насельниках монастырей и храмов.
Удивительно, что отец Павел столько записывал, да ещё красивыми и ровными буквами, ведь он успел закончить лишь полтора класса церковноприходской школы.
Живой образ батюшки запечатлен в его записях, через его размышления об иноческой жизни, жизни в миру, о смерти, о спасении души, о скорбях, сиротстве, терпении, о простодушной детской вере, о необходимости видеть Христа в ближнем, об уповании на Господа, о предстательстве Пресвятой Богородицы и всех святых. Он не жалуется на жизнь, а несёт свой крест без ропота, молясь Богу.
Отец Павел провел не простую жизнь: его били, сажали в тюрьму, унижали, оскорбляли, а он не сломился. Тем его советы и наставления не вызывают сомнений и возражений. Они от сердца к сердцу.
Отец Павел часто повторял:
Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня, лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником. Язык клеветника - это яд змеиный.
Всегда отец Павел наставлял чад идти спасительным путем, путем покаяния. Без добрых плодов не будет спасения, а лишь думать человек будет, что он спасается, но это не так. Это мнимое ощущение приводит в неблагоприятному исходу. Спасение без дел невозможно, так как вера без дел - мертва.
Погубляет человека не величество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце. Нет существа столь близкого к человеку, как Иисус Христос, Сын Человеческий. Где крест, там не вредит бесовская сила.
И пост держать необходимо человеку, который желает избавиться от страстей, потому что Сам Господь абсолютно всем нам это заповедал.
Пост и молитва приводят ко вратам рая, а милостыня открывает их. Суд без милости не сотворившим милости.
Тем, кому трудно читать правила, старец говорил так:
Молитва Иисусова заменяет все правила и молитвы.
Но не один раз эта молитва должна быть прочитана, если заменяется она правилом. Например, перед Причастием, батюшка советовал читать ее 500 раз.
Мы всё думаем о покое, а батюшка так не считал. Он говорил, что покой будет, когда пропоют "Со Святыми упокой...".
Путь ко спасению усыпан не розами, а тернием.
А о том, где лучше спасаться, он говорил просто и очевидно. Многие считали, жалуясь отцу Павлу, что в миру так тяжко, что наверное, уйдут в монастырь. Но старец предостерегал их:
Можно в монастырь уйти и быть там грешником, можно уединиться в пустыню и не получить спасения, но можно жить в обществе, среди людей, и исполнять обязанности своего звания, быть благочестивым человеком и наследовать вечное спасение.
Одним словом - везде хорошо, где нас нет. И старец рекомендовал довольствоваться своим положением без ропота и нести крест достойно христианина.
Не место, не народ, не случаи, не дни: что страждем мы – тому виною мы одни. Христианин не тот, кто называет себя этим священным именем, а тот, кто живет по-христиански. Кто не христианин в жизни – тот не христианин и в сердце, а христианство на устах – только обман Бога и людей. «Не знаю вас, отойдите от Меня», – говорит Господь всем таким христианам.
Потому, продолжает отец Павел:
Друг любезный! Так живи:
плохим мыслям и пожеланиям в сердце двери затвори,
читай Иисусову молитву, да поменьше говори!
Поменьше говорить старец советовал всем и помыслы свои связывать той же молитвой. Потому что человек, всегда ищет себе послабление и доходит до того, что в конечном счёте бросает дела спасения. А это опасно для души. Нужно внимательно вести духовную жизнь и бодрствовать. Об этом Сам Господь нас предупредил.
Не бойся тернии креста,
не говори: темна дорога.
Поверь, что крестный путь Христа –
награда высшая у Бога.
Сгибаясь низко под крестом,
не омрачай души сомненьем,
но горячо молись о том,
чтоб крест твой был тебе спасеньем.
Старец любил нищих и всем заповедал помогать им, а не осуждать за их образ жизни:
И псов, просящих хлеба, не прогоняют, зачем же мы гоним того, кто создан по образу и подобию Божию. Бедный-то ох, а за бедным-то Бог.
И конечно, сирот любил:
Бог полюбит дак не погубит.
Не строй церковь, пристрой сироту.
Из-за сирот и солнце сияет.
Грозную тучу Бог пронесет.
Не на груды денег надейся, а на Бога.
Есть ещё отдельная, выделенная заметка старца, которая да послужит нам всем в назидание:
Претерпевый до конца, той спасен будет. (Матф. зач. 34.)
12 Добрых друзей
1. Правда – от смерти избавляет.
2. Любовь – идеже любовь, тамо Бог пребывает.
3. Чистота – к Богу присвояет.
4. Труды – телу честь, душе спасение.
5. Послушание – скорый путь ко спасению.
6. Смирение – егоже сатана трепещет.
7. Воздержание – емуже несть заповеди.
8. Неосуждение – без труда спасение.
9. Рассуждение – выше всех добродетелей.
10. Покаяние – радость Богу и Ангелам.
11. Молитва – с постом с Богом соединяет.
12. Милость – Самого Бога дело.
О, человече Божий! Понуди себя на всякое благое дело, ибо не веси, когда скончаешися, доселе и труд твой, смерть бо вся пресечет.
Аще кто хощет по Мне идти да отвержется себе, и возмет крест свой и вслед Мене грядет. Матфея 16 гл. 24 ст.
Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!