Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Это может только мама

Очень часто ребенок вроде бы без выраженных нарушений развития тем не менее не в силах сломать давно усвоенную программу взаимодействия с окружающими. Не в силах и вроде бы нормально все, напрягаться не надо. И снова я прерываю контент-план для того, чтобы написать на злобу дня, пообщавшись с коллегой.  В работе над речью ребенка есть важный этап, когда педагог бессилен, и сформировать его может только мама, либо другой близкий взрослый ребенка. Это - вокальная просьба. То бишь изъявление желаний словами через рот. Ребенок не говорит. Приглашается логопед или АВА-специалист, ребенок учится произносить звуки спонтанно, потом - повторять за взрослым. Звуки превращаются в слоги и слова, возможно уже в первые фразы... Если нарушение развития лёгкое, ребенок начинает переносить навык, усвоенный на занятии, в обычную жизнь, используя то, что выучил на занятии, как просьбу, как называние, как участие в диалоге... В сложных же случаях этого не происходит. Впрочем не всегда именно в сложных

Очень часто ребенок вроде бы без выраженных нарушений развития тем не менее не в силах сломать давно усвоенную программу взаимодействия с окружающими. Не в силах и вроде бы нормально все, напрягаться не надо.

И снова я прерываю контент-план для того, чтобы написать на злобу дня, пообщавшись с коллегой. 

В работе над речью ребенка есть важный этап, когда педагог бессилен, и сформировать его может только мама, либо другой близкий взрослый ребенка. Это - вокальная просьба. То бишь изъявление желаний словами через рот.

Ребенок не говорит. Приглашается логопед или АВА-специалист, ребенок учится произносить звуки спонтанно, потом - повторять за взрослым. Звуки превращаются в слоги и слова, возможно уже в первые фразы... Если нарушение развития лёгкое, ребенок начинает переносить навык, усвоенный на занятии, в обычную жизнь, используя то, что выучил на занятии, как просьбу, как называние, как участие в диалоге... В сложных же случаях этого не происходит. Впрочем не всегда именно в сложных. Очень часто ребенок вроде бы без выраженных нарушений развития тем не менее не в силах сломать давно усвоенную программу взаимодействия с окружающими. Не в силах и вроде бы нормально все, напрягаться не надо. Как в том анекдоте - А раньше досаливали. 

Ыыыыы! Что тебе, вон ту конфету, на, бери! Аааааа!!!! На,на, только не вопи. Ууууу! Всегда пожалуйста!

В норме ребенку самому бывает интересно и важно использовать речь. Если же речь задерживается, ребенок привыкает пользоваться тем, что есть. Крик, жест, отдельный звук. Привыкает - и не может перестроиться. Привыкает и мама. 

Разумеется, не научив ничему ребенка, в один прекрасный момент решить, что дальше так продолжаться не может, и не дать ему воды, пока не попросит - Мама, дай пожалуйста попить - по меньшей мере странно. Но научив - вполне можно уже требовать, и сделать это может только человек, который проводит с ребенком максимум времени.

Научили ребенка повторять хотя бы слоги. Му, на, пе, ка... Больше пока он ничего не может, но уже это может использовать, и это очень важная часть работы, без которой вы рискуете получить говорящего с логопедом ребенка, и молчащего - во всех иных ситуациях.

Ыыыы! Что ты хочешь? Печенье? Скажи - ПЕ! 

На инструкцию "скажи" ваш ребенок реагирует уже адекватно, повторяя за специалистом. Пора повторять и за вами, используя выученное как просьбу. 

Вроде элементарные вещи пишу. Но на самом деле об эту историю спотыкается удивительно большое количество родителей как моих учеников, так и учеников коллег. Мне даже трудно объяснить, почему так происходит, все же просто. Забывают, уступают, боятся детского бунта, надеются все же на педагога... Все по отдельности и все сразу. Кто не споткнулся, не испугался своего ребенка и его ригидности, нашел в себе силы добиться своего, осознал, что кроме вас, больше некому - у тех дети делают быстрый скачок в обучении. У остальных же - на занятиях уже фразу говорит, а спонтанности ноль. Зачем, среда не побуждает. Досаливают. И родственники, которые ребенка на занятия не водят, удивляются - полгода уже прошло, а результат нулевой. Потому что ребенок никак свои умения вне кабинета не демонстрирует. 

Поэтому я и написала эту статью. Это как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог. И как раз тот случай, когда мама должна стать вернейшим союзником специалиста. Ребенок - обучен. Время сдавать экзамены, применять изученное в жизни. Жизнь - это вы, мама. Не специалист 45 минут 2 раза в неделю. Сейчас ваша работа началась, основная. Ничья больше. Лично я на этом этапе даже домашние задания давать перестаю, чтобы мама не распылялась. Мне не нужно сейчас достигаторство и жонглирование звуками и слогами. Нужно использование того малого, что есть.

Поставили таймер хотя бы на час. И это час - мозги в кучку, эмоции за борт. Не ыыыы, а Пе! Кричит - нет Пе. Ну вот нет. В шкафу останется Пе. Ты можешь. У тебя получится.

Если таких часов на таймере за день получится несколько - совсем прекрасно. Но хотя бы один. Тогда - будет долгожданный речевой скачок. Не раньше. 

Подробнее о последовательности формирования речи ребенка, о том, после какой ступени можно формировать эту самую просьбу, и что делать потом - рассказываю на диагностическом курсе. Предложение доступно до 31 августа. 

Постскриптум) На начальных этапах не учите ребенка слову "дай", не надо. Пусть называет желаемый предмет или действие. Слово "дай" слишком всеобъемлюще, научите - и больше не научите ничему, ребенку достаточно будет.