Очень часто ребенок вроде бы без выраженных нарушений развития тем не менее не в силах сломать давно усвоенную программу взаимодействия с окружающими. Не в силах и вроде бы нормально все, напрягаться не надо. И снова я прерываю контент-план для того, чтобы написать на злобу дня, пообщавшись с коллегой. В работе над речью ребенка есть важный этап, когда педагог бессилен, и сформировать его может только мама, либо другой близкий взрослый ребенка. Это - вокальная просьба. То бишь изъявление желаний словами через рот. Ребенок не говорит. Приглашается логопед или АВА-специалист, ребенок учится произносить звуки спонтанно, потом - повторять за взрослым. Звуки превращаются в слоги и слова, возможно уже в первые фразы... Если нарушение развития лёгкое, ребенок начинает переносить навык, усвоенный на занятии, в обычную жизнь, используя то, что выучил на занятии, как просьбу, как называние, как участие в диалоге... В сложных же случаях этого не происходит. Впрочем не всегда именно в сложных