Я открывал Библию и читал, что там было сказано. Но сказано было не так много, и сказано это было апостолом Павлом. И то, что он говорил, для меня было совершенно непонятным, потому что он говорил прямо противоположные вещи. Неслучайно апостол Петр говорил о том, что в его посланиях есть «нечто неудобовразумительное».
Апостол Павел не мог понять, куда двигаться. Если в учении Христа четко формируется система взглядов, целей, отношений, то апостол Павел, с энтузиазмом ринувшийся в распространение и пропаганду христианства, как выясняется, толком не понимал главные положения учения того, кого он называл своим учителем.
В Послании к евреям он говорит: «Ибо слово Божье живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).
В одной из книг я прочитал, что в индийской философии понятия «душа» и «дух» считаются родственными, а в своем высшем проявлении – это одно и то же. Апостол Павел здесь говорит, в принципе, то же самое: что Божественное слово уходит на тот уровень, где все едино. И дух и душа – это единое целое, на каком-то уровне они еще неразделимы. В этом плане слова апостола Павла соответствуют истинам, которые были изложены в Ведах, и, вероятно, соответствуют той картине мира, которая была принята в иудаизме в то время.
Я опять вспоминаю, как я вчитывался в слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:46-47). Здесь апостол прямо указывает на первичность души.
Но уже в том же Послании он дает совершенно другую картину: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15).
Из этих высказываний апостола следует, что дух, духовность, важнее души. Но если дух важнее души, то это уже совершенно другая картина мира и другая модель развития.
Что же такое дух, и почему дух может быть важнее души? Наверное, апостол ориентировался на здравый смысл. Духовный человек – это человек, у которого высокий уровень развития сознания и понимания, который читал священные книги и правильно ориентирован. И если сравнивать умного и глупого человека и задать себе вопрос о том, может ли умный человек быть душевным, то ответ будет однозначно «да». А если задуматься о том, может ли глупый человек быть духовным, то ответ уже не будет таким однозначным. И получается, что развитое сознание, духовность, духовное возвышение человека гораздо более значимо, чем душевность – то есть теплота чувств.
Сейчас я вдумываюсь в эти строки и понимаю, почему очень сложно четко определить понятия духа и души. Причина в том, что в рамках языческого, «прямолинейного» мышления, которое не может объединить противоположности, мы воспринимаем человека как нечто единое и не видим того, что человек есть объединение противоположностей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, которые работают как две противоположности, создавая общую картину мира. Для того чтобы двигаться, нужно включать процессы возбуждения и торможения. Любой процесс восприятия мира также включает в себя процессы торможения и возбуждения. Это диалектика.
В душе кроются наши животные начала, инстинкты и память о прошлом. То, что мы называем сознанием, это опыт нашей жизни. А то, что можно назвать подсознанием, душой – это опыт всех наших жизней и всех наших предков, и этот опыт может насчитывать миллионы и миллиарды лет. Кроме того, как выяснилось, в душе есть знания не только о прошлом, но и о будущем.
Душа первична по отношению к духу. Душа развивается через устремление к Богу. Духовность есть побочный результат развития души, но на внешнем уровне они разделяются.
И когда в религии говорится о духовной жизни человека, то на самом деле подразумеваются, я думаю, проявления его души в аспекте высших чувств. Духовный человек это человек, который ориентируется на свою душу в ее наиболее высоких проявлениях. То есть духовный человек – это человек душевный, для которого главным является устремление к Богу. Но слово «духовность» многих сбивает с толку.
Я снова мысленно возвращаюсь к своим исследованиям.
С.Н. Лазарев Блаженны нищие духом
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев — Автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева — это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
#саморазвитие и самопознание #еда и юмор #животные и красота #космос и фантастика #кошки и книги #макияж и рецепты #стиль и финансы #дети и полезные советы #наука и религия