Найти в Дзене

Орест Адамович Кипренский

Кипренский родоначальник романтизма в русской портретной живописи XIX века.

Портреты кисти Кипренского восхищали как русскую аристократию, так и европейскую.

Сама биография художника могла послужить сюжетом для романтического или криминального романа.

Незаконнорождённость, выдуманная фамилия, блистательная внешность, успех в России и в Италии, а после громкого успеха быстрое охлаждение публики, подозрение в убийстве римской натурщицы и слуги.

Орест Адамович родился 13 марта 1782 года, в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Санкт-Петербургом, в наше время Кингисепский район.

Он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, а по официальным документам крепостным и сыном Адама Швальбе получившим вольную в 1788 г.

В раннем детстве проявил интерес к рисованию, его первые рисунки Швальбе показал Дьяконову.

В возрасте шести лет под фамилией Кипренского он был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Он был определен в престижный класс исторической живописи, наставниками Кипренского в Академии были Д. Левицкий и Г. Угрюмов.

По завершении академического курса Кипренский был оставлен при Академии в качестве пансионера.

Одним из первых шедевров Кипренского является портрет Адама Карловича Швальбе, написанный им в 1804 году.

Орест Адамович Кипренский – Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804
Орест Адамович Кипренский – Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

По окончании учебы Кипренский живет в Москве, Твери, Петербурге.

Орест Адамович Кипренский – Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809
Орест Адамович Кипренский – Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

Он пишет портреты своих современников, и ведет жизнь легкомысленного столичного повесы.

Орест Адамович Кипренский – Портрет графа Ф.В.Ростопчина 1809
Орест Адамович Кипренский – Портрет графа Ф.В.Ростопчина 1809

Орест Адамович Кипренский – Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной 1809
Орест Адамович Кипренский – Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной 1809

Орест Адамович Кипренский – Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809
Орест Адамович Кипренский – Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809
Орест Адамович Кипренский – Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой 1814.
Орест Адамович Кипренский – Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой 1814.
Орест Адамович Кипренский – Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского ~1816.
Орест Адамович Кипренский – Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского ~1816.

Орест Адамович Кипренский – Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822
Орест Адамович Кипренский – Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822

В 1812 удостоен звания академика за портреты Его Императорского высочества принца Голстейн- Ольденбургского, князя Гагарина.

Орест Адамович Кипренский – Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина 1811
Орест Адамович Кипренский – Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина 1811

Орест Адамович Кипренский – Портрет неизвестной 1811
Орест Адамович Кипренский – Портрет неизвестной 1811

После Наполеоновских войн, Академия художеств возобновляет командировки пансионеров за границу.

Кипренский посещает Францию, Германию, Швейцарию, но для жизни выбирает Рим.

Римский период в творчестве Кипренского это время наивысшего успеха.

Орест Адамович Кипренский – Молодой садовник. 1817
Орест Адамович Кипренский – Молодой садовник. 1817

Орест Адамович Кипренский – Цыганка с веткой мирта в руке 1819.
Орест Адамович Кипренский – Цыганка с веткой мирта в руке 1819.

Из желающих получить портрет знаменитого русского художника выстраиваются очереди.

Галерея Уффици во Флоренции желает получить автопортрет художника для своей постоянной экспозиции.

-14

Но все хорошее быстро заканчивается.

Апогей славы далее пошел по нисходящей линии…

На судьбу художника наложила отпечаток история знакомства с семьей итальянской натурщицы Фалькуччи, которая позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница».

-15

Однажды утром натурщицу нашли мёртвой, которая умерла от ожогов.

На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.

Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито “умер от неизвестной болезни слуга Кипренского.

Слухи о причастности Кипренского к гибели натурщицы и слуги поползли по Риму.

Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой.

Римская полиция начала расследование, но ничего не установила.

Но римские обыватели открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.

Рим отвернулся от художника.

Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж.

Но слух об убийстве дошёл и до Франции.

Кипренский был выброшен из общества.

В Италию возврата не было.

Кипренский возвращается в Петербург, который встретил его холодно, до столичной аристократии так же дошли слухи о трагедии в Италии.

Постепенно слухи улеглись и у него стали появляться заказы.

Орест Адамович Кипренский – Портрет В. С. Шереметева. 1825
Орест Адамович Кипренский – Портрет В. С. Шереметева. 1825

Орест Адамович Кипренский – Бедная Лиза 1827.
Орест Адамович Кипренский – Бедная Лиза 1827.
Орест Адамович Кипренский – Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826
Орест Адамович Кипренский – Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826

Орест Адамович Кипренский – Портрет А. С. Шишкова. 1825
Орест Адамович Кипренский – Портрет А. С. Шишкова. 1825

Орест Адамович Кипренский – Портрет З. А. Волконской. 1829
Орест Адамович Кипренский – Портрет З. А. Волконской. 1829

Орест Адамович Кипренский – Портрет молодой девушки. 1829.
Орест Адамович Кипренский – Портрет молодой девушки. 1829.

рест Адамович Кипренский – Портрет А. О. Смирновой - Россет, ок. 1830
рест Адамович Кипренский – Портрет А. О. Смирновой - Россет, ок. 1830

Орест Адамович Кипренский – Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) 1827.
Орест Адамович Кипренский – Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) 1827.

К этому периоду относиться знаменитый портрет А.С. Пушкина.

На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».

В 1828 году Кипренский навсегда покинул Россию.

Он приезжает в Неаполь, где продолжает писать портреты и жанровые картины.

Орест Адамович Кипренский – Неаполитанская девочка с плодами 1831
Орест Адамович Кипренский – Неаполитанская девочка с плодами 1831

В 1831 году Кипренский показал на выставке в Неаполе свою первую работу – «Портрет отца» (Портрет Швальбе написанный в 1804 году).

Но авторство Кипренского поставили под сомнение.

Его обвинили в том, что эта картина не могла быть им написана, так как специалисты считают ее произведением кисти Рубенса.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, дочери погибшей натурщицы и музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.

Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием "Девочка в маковом венке".

Орест Адамович Кипренский – Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча) 1819
Орест Адамович Кипренский – Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча) 1819

Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления легких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме.

Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»