Кипренский родоначальник романтизма в русской портретной живописи XIX века.
Портреты кисти Кипренского восхищали как русскую аристократию, так и европейскую.
Сама биография художника могла послужить сюжетом для романтического или криминального романа.
Незаконнорождённость, выдуманная фамилия, блистательная внешность, успех в России и в Италии, а после громкого успеха быстрое охлаждение публики, подозрение в убийстве римской натурщицы и слуги.
Орест Адамович родился 13 марта 1782 года, в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Санкт-Петербургом, в наше время Кингисепский район.
Он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, а по официальным документам крепостным и сыном Адама Швальбе получившим вольную в 1788 г.
В раннем детстве проявил интерес к рисованию, его первые рисунки Швальбе показал Дьяконову.
В возрасте шести лет под фамилией Кипренского он был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Он был определен в престижный класс исторической живописи, наставниками Кипренского в Академии были Д. Левицкий и Г. Угрюмов.
По завершении академического курса Кипренский был оставлен при Академии в качестве пансионера.
Одним из первых шедевров Кипренского является портрет Адама Карловича Швальбе, написанный им в 1804 году.
По окончании учебы Кипренский живет в Москве, Твери, Петербурге.
Он пишет портреты своих современников, и ведет жизнь легкомысленного столичного повесы.
В 1812 удостоен звания академика за портреты Его Императорского высочества принца Голстейн- Ольденбургского, князя Гагарина.
После Наполеоновских войн, Академия художеств возобновляет командировки пансионеров за границу.
Кипренский посещает Францию, Германию, Швейцарию, но для жизни выбирает Рим.
Римский период в творчестве Кипренского это время наивысшего успеха.
Из желающих получить портрет знаменитого русского художника выстраиваются очереди.
Галерея Уффици во Флоренции желает получить автопортрет художника для своей постоянной экспозиции.
Но все хорошее быстро заканчивается.
Апогей славы далее пошел по нисходящей линии…
На судьбу художника наложила отпечаток история знакомства с семьей итальянской натурщицы Фалькуччи, которая позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница».
Однажды утром натурщицу нашли мёртвой, которая умерла от ожогов.
На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.
Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито “умер от неизвестной болезни слуга Кипренского.
Слухи о причастности Кипренского к гибели натурщицы и слуги поползли по Риму.
Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой.
Римская полиция начала расследование, но ничего не установила.
Но римские обыватели открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.
Рим отвернулся от художника.
Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж.
Но слух об убийстве дошёл и до Франции.
Кипренский был выброшен из общества.
В Италию возврата не было.
Кипренский возвращается в Петербург, который встретил его холодно, до столичной аристократии так же дошли слухи о трагедии в Италии.
Постепенно слухи улеглись и у него стали появляться заказы.
К этому периоду относиться знаменитый портрет А.С. Пушкина.
На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».
В 1828 году Кипренский навсегда покинул Россию.
Он приезжает в Неаполь, где продолжает писать портреты и жанровые картины.
В 1831 году Кипренский показал на выставке в Неаполе свою первую работу – «Портрет отца» (Портрет Швальбе написанный в 1804 году).
Но авторство Кипренского поставили под сомнение.
Его обвинили в том, что эта картина не могла быть им написана, так как специалисты считают ее произведением кисти Рубенса.
В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, дочери погибшей натурщицы и музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.
Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием "Девочка в маковом венке".
Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления легких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме.
Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»