Найти тему
Зачем снятся сны

Ещё мы помним школьные экзамены... Как я сдавала ЕГЭ

В статье о подготовке забыла сказать важную вещь: после того, как девять месяцев пашешь без выходных, обязательно должен быть день отдыха накануне экзамена. Это и приятный бонус, и научная необходимость! В этот день заниматься можно только пассивно (и то только гуманитарными предметами), причём эти пассивные занятия мне помогают до сих пор. Если речь идёт о литературе, можно посмотреть разбор "Вишнёвого сада", если об истории - посмотреть фильм о выдающемся историческом деятеле... Почему же это работает только с гуманитарными предметами? Потому что, если, к примеру, смотреть "Слабое звено" на канале "Школа Пифагора", возможно два варианта развития событий: вы либо отключаетесь и совсем ничего не усваиваете, либо, если вы уж совсем профи, мысленно решаете примеры, а решать их в день тишины нельзя!

К чему эта преамбула? К тому, что я совершила ошибку в свой первый день тишины, согласившись сходить на футбол... Нет, эта ошибка ни на что не повлияла. "Зенит" победил, экзамены я сдала хорошо... Но из-за счёта 4:1 очень переживала из-за последнего экзамена... А потом выяснилось, что мне просто пригодились первые четыре предмета: базовая математика - для аттестата, литература, русский и история - для поступления. Так что это всё-таки было предсказание... Но этот счёт очень напугал, да ещё после того, как я вспомнила слова брата: "Ты сдашь четыре экзамена из пяти!" Сейчас, изучая силу мысли, понимаю, что сдать пятый экзамен при таких негативных совпадениях - это просто подвиг! И, конечно, футбол в день тишины не нужен не только из-за вероятности символического счёта, ведь она меньше, чем вероятность поражения... Да, возможно, в моём случае родители понимали, что на ЕГЭ это никак не повлияет, ведь все страсти улеглись. Но я до сих пор не знаю, какая была бы реакция на счёт 1:7 не в нашу пользу даже в период отключения всех эмоций...

Теперь о самих экзаменах. 27 мая я сдавала литературу. Встала, послушала настрой на тотальное везение, а также соответствующие песни. Надо сказать, что самую любимую не слушала, потому что, если бы слушала, осознавала бы соответствующую ответственность и могла бы из-за этого понервничать. Позавтракала и пошла... На самом экзамене у меня было строгое правило: во время проверки комплектации вообще не бросать взгляд на задания, чтобы не нервничать раньше времени. Но что-то пошло не так... Совершенно случайно я увидела слово "Осень" в названии стихотворения. Осень? И почему я учила только стихи из кодификатора? Надо было брать и популярные темы... Как же я сделаю задание на сопоставление, если вообще-то знаю стихи об осени, но не знаю их наизусть? Но пока рано об этом думать... На литературе нужно делать так: сначала за три минуты тест (без чтения приведённых отрывков), а потом сочинения! Маленькие на черновике не пишутся. Только очень кратко тезисы. Нужно уже в процессе переноса на чистовик думать, как избежать речевых ошибок. Увидев задания по стихотворению, я поняла, что зря боялась... С 15-м заданием как-нибудь разберусь, хоть и выглядит страшно, а 16-е - никакая не осень, а стихи, в которых поэты обращаются к собратьям по перу! Это есть в кодификаторе! Есенин "Пушкин" и Цветаева "Имя твоё - птица в руке..." Последнее стихотворение я даже обыграла во время подготовки, написав очень похожее посвящение Роберту Рождественскому... И, кстати, обидно за него: в кодификатор почему-то не входит, хотя он для меня второй поэт! А первая часть - "Гроза". Моё любимое произведение! Конечно, я легко справилась с заданиями... И поэтому задание на знание деталей не вызвало никаких трудностей... Однако над 15-м подумать пришлось. Какое же главное условие творчества, согласно Давиду Самойлову? Кстати, стихотворение называется не просто "Осень", а "Болдинская осень". Символично: осенью 2018 г. я пережила творческий подъём, написав 45 стихов. И кто-то прошептал мне, какое главное условие творчества... Какой-то мистический голос... Я написала маленькие сочинения, вышла и приступила к большому. Тему выбирала долго. Колебалась между сказками Салтыкова-Щедрина и "Мастером и Маргаритой", но потом вспомнила, как через несколько дней после моего просмотра лекции Дмитрия Быкова по "Мастеру и Маргарите" он попал в больницу... Значит, Салтыков-Щедрин. Его сказки я всегда любила, но теория по ним почему-то не шла, поэтому я при подготовке повторяла её тысячу раз... Это и помогло написать идеальное сочинение. Результат - 97 баллов. Одна ошибка. За привлечение текста. Эксперт не понял, что текст был привлечён на уровне эпизода...

О базовой математике и рассказывать нечего. Пришла, увидела, написала! Через полтора часа ушла, а на остальных экзаменах сидела до конца, всё перепроверяя... 20 баллов из 20. Но подготовка, особенно в последние месяцы, была не очень качественной... Я забросила 20-е (самое сложное) задание. К нему не готовилась вообще, некоторые его типы решать так и не научилась, перед экзаменом повторяла всё, кроме последнего задания! Мне досталась задача о викторине... Стоп, как же это там было? Я же в ноябре разбирала... И мне удалось вспомнить то, что я разбирала в ноябре! А я ещё думала, что из-за серьёзных переживаний ухудшилась память...

На ЕГЭ по истории я обратила внимание на подсказку... В первом задании, где нужно расположить события в хронологическом порядке, одно из событий - смерть царевича Дмитрия в Угличе. Во второй части спрашивают, в каком городе был убит царевич Дмитрий! Если что, я знала это и без подсказки... Было ещё интересное задание, заставившее меня сделать серьёзный выбор - терять баллы или не терять... Вопрос был о Крыме (я не боюсь, что кто-то отпишется, потому что никто не подписался. Дзен такую витиеватость не поймёт). Решила всё-таки не терять, хотя сейчас, с ростом политического сознания, потеряла бы... Мне по фольклору поставили четыре за былину с явным намёком на последние события! С большим сочинением, как я уже написала в одной из статей, повезло: оно было по любимому Александру II! И было оценено на максимальный балл! Конечно, я снова вышла перед написанием большого сочинения, а ещё перед перепроверкой. Вы думаете, что об этом можно не писать, но ведь здесь "вышла" - это не о естественных потребностях, которые удовлетворялись бонусом, а об отдыхе для мозга! Результат - 82 балла. Неплохо для человека, который только в конце подготовки начал читать исторические источники...

За русский я сначала не беспокоилась, но дело в том, что я поздно приехала домой... Я не выспалась... Поэтому и решила всё-таки включить в настрой любимую песню: она всегда помогала проснуться. Однажды она даже погнала меня домой с незапланированной прогулки... Магическая песня! Причём это было необъяснимое желание... Не разум понял, что пора бы и математикой заняться, а сердце... Перед началом экзамена я спала сном Штирлица. Кажется, одна такая была. В тестовой части никаких трудностей не было. Вернее, одна... Какой же фразеологизм выбрать - "ждали без конца" или "умереть с голоду"? Но текст о войне, умереть с голоду можно в прямом смысле, поэтому я выбрала первое... Оказалось, верны оба варианта! Но сочинение почему-то вызвало ступор... Какую проблему выбрать? Предательство? Нет... Сонный мозг выцепил нестандартную проблему - проблему отношения к раненым во время войны! Во всём виновата подсказка из 22-го задания: точно не помню, но, кажется, оба варианта, соответствующих содержанию текста, были о раненых! Потом я увидела, что этой проблемы нигде нет, и очень испугалась... В итоге сдала на 100 баллов, а песню стала включать в настрой! Для тех, кто в первый раз на моём канале: это песня "Мгновения". Именно она делит мою подготовку к экзаменам на три части, отсутствие каждой из которых приведёт к провалу: серьёзная подготовка со строгим соблюдением дисциплины; полезный отдых (например, творчество); соблюдение ритуалов. Да, я считаю, что без последнего пункта тоже никак не обойтись... Нормальный человек не успевает привыкнуть к периодам сдачи экзаменов, потому что их в его жизни не очень много... Не говорю о тех, кто, например, по работе сдаёт различные экзамены в течение всей жизни...

На обществознании, собственно, ничего интересного не произошло. Помню, что были очень сложные задания, но я логическим путём с ними справилась. На какой-то вопрос ответила, опираясь на обыденное знание... Прекрасно понимала, что так делать нельзя, но всё же набрала 2 балла из 3 за то задание! А сочинение опять на максимальный балл... Обществознание я сдала на 84 балла.