Сколько бы лет не прошло, а прекрасные фильмы кино советского периода продолжают изумлять, восхищать, радовать. Бытует даже шутка — “с каждым годом все лучше играют советские актеры”. И в этом есть рациональное зерно: успех киношедевров создавали, в том числе, актеры и актрисы, чьи имена и по сей день известны всем и каждому. Сегодня мы расскажем о лучших актрисах советского кино, которых с полным правом можно назвать богинями кинематографа.
Первой в этом списке следует упомянуть Любовь Орлову, музу режиссера Григория Александрова. Фильмы с ее участием (“Цирк”, “Весна”, Волга-Волга”, “Светлый путь”) вошли в золотой фонд кинематографа. Орлова родилась в дворянской семье, очень рано проявила интерес и способности к театральным постановкам. Звездой экрана она стала далеко не сразу. Учеба на курсах драматического мастерства, подработки в качестве тапера, хористки, солистки кордебалета, небольшие роли - сначала в эпизодах, а затем и более заметные, дающие возможность проявить свое актерское дарование. И наконец, встреча с режиссером Александровым, который в буквальном смысле превратил Орлову в символ отечественного кино и одновременно воплощение голливудского шика. Удивительно, но число фильмов, в которых сыграла актриса, не так уж велико — всего-навсего 18. Зато Любовь Орлова исполнила множество ролей в известнейших московских театрах.
Вечной соперницей Орловой была не менее талантливая и яркая Марина Ладынина. Родившаяся в крестьянской семье, она, тем не менее, с детских лет проявляла интерес сначала к книгам, а потом к театру. Ладынина с удовольствием играла в школьном драмкружке и была там же суфлером. Затем стала сельской учительницей. А благодаря случайному знакомству с актером С.Фадеевым, пришла к мысли об актерской карьере и поступила в ГИТИС. Среди самых знаменитых ее фильмов — “Свинарка и пастух”, “Трактористы”, “Кубанские казаки”, “В 6 часов вечера после войны”, “Сказание о земле Сибирской”. Марина Ладынина была пять раз удостоена Сталинской премии за свои работы.
“Жди меня, и я вернусь, только очень жди…” Одно из самых знаменитых стихотворений поэта и военкора Константина Симонова было посвящено его жене — актрисе Валентине Серовой. Серова была одной из самых популярных и красивых актрис советского кино в 30-40 гг. Она играла в Ленкоме, Театре Моссовета, Малом Театре. Но настоящую известность Серовой принес большой экран. Роли в фильмах “Весенний поток”, “Сердца четырех”, “Строгий юноша”, “Жди меня” покорили сердца зрителей. К сожалению, актерская карьера Серовой была коротка. Последний фильм с ее участием датирован 1973 годом.
В “Сердцах четырех”, вместе с Валентиной Серовой, снималась и Людмила Целиковская, сыгравшая роль ветреной и легкомысленной сестры главной героини. Этот фильм мог бы принести известность молодой актрисе, но из-за начала Великой Отечественной войны его премьера была отложена. Так что настоящая слава пришла к ней несколькими годами позже, когда на экраны вышла картина “Воздушный извозчик”. Затем сам великий Эйзенштейн пригласил Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме “Иван Грозный”. Но именно эта роль стала для актрисы творческой неудачей. Зато в комедиях “Близнецы” и “Беспокойное хозяйство” ей удалось проявить свой яркий, легкий и живой талант в полной мере.
Веру Марецкую коллеги по актерскому цеху называли “Хозяйкой театра Моссовета”. И она действительно царила и в театре, и в кино. Сыграв роли в таких фильмах, как “Простые сердца”, “Член правительства”, “У них есть Родина”, “Сельская учительница”, Вера Петровна стала настоящим символом советских женщин, воплощением долга, ответственности, чести и стойкости.
Актриса Тамара Макарова известна не только съемками в кино и работой в театре, но и своей педагогической деятельностью. Вместе с супругом, режиссером Сергеем Герасимовым она преподавала во ВГИКе и воспитала несколько поколений блестящих актеров, имена которых известны всем. Лучшими ее работами в кино стали роли в “Семеро смелых”, “Хозяйке медной горы”, “Учителе”, “Непобедимых”, “Большой земле”.