Найти в Дзене
George Rooke

Американские мачты

Понятно что у победы много отцов, а поражение - всегда сирота, но выводы Их Лордств по итогам войны за Независимость США помимо всего прочего упоминают еще одну деталь, в которой французы превзошли англичан. Это качество ЗИПов. Нет, до этого в войнах за Испанское или Австрийское наследство, в Семилетнюю войну и войну Аугсбургской лиги основные действия происходили в европейских водах, в непосредственной близости от собственно британских военно-морских баз и верфей.

В Войну же за Независимость США довольно большие соединения Роял Неви фактически прописались в Новом Свете и текущий ремонт выполняли с помощью местных ресурсов.

Множество писем капитанов эскадры Грейвза и Худа, базировавшейся на Нью-Йорк в 1780-81м, криком кричат - местные материалы, ужасны, такое положение дел нетерпимо! Особенно подвела американская сосна - более-менее сильные бури ломали мачты из этого дерева на раз. В частности 74-пушечный "Тандерер", утонувший 5 октября 1780 года у Сан-Доминго, утонул из-за неуправляемости, поскольку первый же сильный порыв ветра сломал ему все три мачты. Еще три корабля были выброшены на берег и полностью разрушены, 8 линкоров получили тяжелые повреждения.

Контр-адмирал Худ прямо писал, что вовремя выйти на помощь армии Корнуоллиса под Йорктаун помешали ужасные ремонтные мощности Нью-Йорка и не менее ужасное качество местных материалов.

Грейвз, оправдываясь за поражение при Чесапике, писал, что не мог возобновить бой "из-за недостаточной скорости своих кораблей, поскольку местная древесина совершенно не годится для кораблестроения, быстро гниет, и плохо подвергается обработке". Кроме того, обнаружилась еще одна ужасная особенность - как известно, французы чаще вели огонь по мачтам, а не по корпусам (поскольку принимали бой под ветром, и их борта, обращенные к противнику, смотрели вверх относительно неприятеля). Так вот, "тяжелые французские ядра буквально одним ударом ломали мачты из американской сосны, которая оказалась хрупкой, как спички. Эти мачты оказались настолько слабы, что при умеренном бризе не могли нести даже зарифленные паруса - постановка всех уровней парусов неизменно приводило к поломке мачт".

14 октября 1781 года флот-таки вышел к Йорктауну, но попал в шторм, и как результат - ужасные поломки, и возвращение в Нью-Йорк. Ну а 19-го Корнуоллис подписал капитуляцию. Лишь 24-го эскадра Грейвза с подмогой для Корнуоллиса смогла подойти ко входу в Чесапикский залив, но было уже поздно - южная армия сдалась американо-французским войскам.

Грейвз, сообщая о капитуляции Корнуолисса, и не снимая с себя ответственности, писал в Адмиралтейство, что "местная ремонтная база и восстановительные мощности сломают карьеру любого, даже самого талантливого адмирала".

Родней, победивший де Грасса у островов Всех Святых, писал, что видел своей целью захватить как можно больше призов, "чтобы пополнить запас мачт, потому что на Ямайке мы опустошили все склады, и ремонтировать корабли было просто нечем".