15 августа — день рождения корсиканского чудовища Наполеона Бонапарта (1769-1821).
На Наполеона возможно много разных взглядов.
Якобинский (революционный) взгляд:
Карикатура парижского сатирического журнала "Pere Duchene" ("Папаша Дюшен") эпохи Парижской Коммуны. Революционер папаша Дюшен говорит венчающей Вандомскую колонну статуе Наполеона Бонапарта: "Ты каналья, поэтому мы пошлём тебя вниз, как твоего долбанного племянника!" (то есть свергнутого императора Наполеона Третьего). Кстати, умиляет дата издания — 1 флореаля 79-го года Республики. А вот есть у нас сейчас хоть одно издание или сайт, которые датировали бы себя 102-м годом Социальной революции?
За делом у неоякобинцев в 1871 году не задержалось: Вандомская колонна была торжественно повалена и разбита, статуя Наполеона на её вершине — повержена наземь. Что было решено следующим декретом:
«Парижская коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство, постановляет:
Статья первая и единственная — колонна на Вандомской площади будет разрушена».
Разбитая парижскими коммунарами Вандомская колонна
"Наполеонопад" 1871 года
А это — леволиберальный взгляд.
Жак Луи Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801
Из знаменитой речи Виктора Гюго в парламенте, где он обозвал действующего президента Франции "Наполеоном Малым":
"Как, только потому, что десять веков назад из рук Карла Великого, после сорока лет славного правления, упали наземь скипетр и меч, такие гигантские, что никто после него не мог и не смел прикоснуться к ним, а между тем на протяжении этих столетий жили люди, которых звали Филипп-Август, Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV; только потому, что тысячу лет спустя — ибо человечество вынашивает таких людей тысячелетиями — явился другой гений, который поднял этот скипетр и этот меч и встал во весь рост над целым континентом, гений, который совершил столь грандиозные дела, что ослепительный блеск их не угас и до сих пор, который сковал революцию во Франции и расковал её в Европе... только потому, что после десяти лет огромной, почти легендарной славы он тоже в изнеможении уронил скипетр и меч, совершившие так много величественных деяний, — являетесь вы и хотите поднять их после Наполеона, как Наполеон поднял их после Карла Великого, хотите взять в свои слабые руки скипетр титанов и меч гигантов? Что вы будете с ними делать? (Продолжительные аплодисменты.) Как, после Августа — Августул? Как, только потому, что у нас был Наполеон Великий, нам придется терпеть Наполеона Малого? (Аплодисменты слева. Крики справа. Заседание прерывается на несколько минут. Невыразимый шум.)"
В общем, если в двух словах, по оценке леволибералов, император "сковал революцию во Франции и расковал её в Европе". Не зря же его называли "Робеспьером на коне". В чём тоже есть доля истины, разумеется. Ещё отметим талант императора к метким афоризмам, вроде такого: "Религия — это то, что удерживает бедных от убийства богатых".
Возможен и монархический, чисто реакционный взгляд, примерно так он выглядел для 1820 года:
Карикатура на Наполеона Бонапарта начала XIX века
«Франция отказалась от республики, на прародительский престол вступила законная династия — Бурбоны. По всей Европе триумфально шествует принцип легитимизма. Узурпатор Буонапарте, это корсиканское чудовище — на Святой Елене, как затравленный враг человечества, якобинские злодеи ещё раньше перерезали друг друга. В далёких САСШ пока ещё, правда, держится какая-то там республика, но этот курьёз явно ненадолго. С революцией и республиканским строем, этой нелепой утопией, по всему миру навсегда покончено!»
Теперь реакционеры рассуждают так про советский строй, социализм и коммунизм.
Ещё, конечно, возможен чисто обывательский взгляд, который ныне и преобладает в массах. Но это уже точно к кондитерам... :)
Ещё к теме сегодняшнего именинника.
Ночной горшок со скульптурой Наполеона Бонапарта внутри. 1805 год
Из российской бюрократической переписки 1806 года:
«Его Сиятельству, Господину действительному тайному Советнику, члену совета, сенатору, Министру коммерции, департамента водяных коммуникаций и комиссии о устроении в Государстве дорог главному директору и разных орденов кавалеру, графу Николаю Петровичу Румянцову
От советника государственной Коммерц коллегии, надзирающего за Санктпетербургскою и Кронштадтскою таможнями и кавалера Литке.
Рапорт.
Между фаянцевой посудой из Ливерпуля купцу Лембке высланной, находятся тысяча восемьсот шесть ночных горшков, внутри коих на дне изображён портрет с надписью “Наполеон Бонапарт, император французской и король Италианской”, и хотя сосуды сии по тарифу пропустить и можно бы было, но поелику тут ругательное намерение на известное лицо чересчур ощутительно, то я и не велел их выпускать без особого на то от Вашего Сиятельства разрешения.
О сём покорнейше доношу.
Пётр Литке.
Сентября 24 дня 1806 года».
Тысяча восемьсот шесть ночных горшков в 1806 году! Совпадение явно не случайное.
А адресатом Петра Литке был, между прочим, тот самый граф Румянцев (1754—1826), известный среди прочего как основатель Румянцевского музея (позднее Библиотеки имени Ленина), чей большой парадный портрет ныне красуется в вестибюле московского здания библиотеки...
Ответ графа гласил:
«Милостивый Государь мой, Пётр Иванович!
Известные ночные горшки с портретами, о которых Ваше Превосходительство писали ко мне в рапорте вашем от 24 сентября под №624м, я поручаю вам, Милостивый государь мой, с Высочайшей воли выслать без промедления обратно за границу».
«С Высочайшей воли!» Ни много, ни мало. Вот как высоко взлетела и на сколь головокружительном уровне решалась судьба ночных горшков с ликом французского императора на дне!
Однако расторопный Пётр Литке на этом достижении не успокоился и продолжил подавать графу Румянцеву новые ценные советы насчёт ночных сосудов:
«Осмеливаюсь поднесть прозорливому Вашего Сиятельства рассмотрению, возникшего во мне по сему предмету идею: Всякие пасквили везде истребляются публично рукою палача, поелику оные горшки суть ничто иное как пасквили, следовательно вместо отправления их за границу, ближе бы было к принятым в подобных случаях правилам приказать истребить их публично чрез полицию, после чего можно увериться, что уже ни один из сих горшков здесь ни у кого в руках не появится».
Уничтожить пасквиль рукою палача! Вот так-то. Сурово, но справедливо. :) Но на это своё послание хитроумный Пётр Литке ответа, однако, уже не получил... 14 сентября 1807 года графу Румянцеву донесли, что ночные горшки отправлены из России восвояси... До начала похода Наполеона на Россию оставалось менее пяти лет.
Граф Николай Румянцев, основатель Румянцевского музея, по высочайшей воле решивший судьбу ночных горшков. Портрет кисти Джорджа Доу