Найти в Дзене

Королева родила Людовику XIV негритенка - как такое могло случится?

Супруга "короля-солнце" - кроткая Мария Терезия не плела интриг, мирилась с многочисленными фаворитками и рожала Людовику наследников. Правда ли, что она все-таки изменила королю и родила "мавританку" (так называли в те времена представителей негроидной расы)? Загадка "черной монахини" из Море дает богатую почву для подобных слухов по сие время.

Брак Людовика XIV и Марии Терезии Испанской был политическим ходом, поддерживающим мир между Францией и Испанией.

Людовик XIV (слева) кланяется будущему тестю, королю Испании Филиппу IV сзади которого стоит Мария Терезия Жан Ламоньер[fr]. Встреча королей на острове Фазанов в 1660 году. Музей Тессе[fr]

Хотя, как утверждают современники, Мария Терезия полюбила Людовика, он не ответил ей взаимностью, сначала слишком переживая вынужденное расставание с пленившей его сердце Марией Манчини, а затем увлекшись другими видными дамами.

Королеве приходилось терпеть многочисленных фавориток короля. При этом нельзя было упрекнуть Людовика в том, что он не исполнял супружеский долг. За 23 года брака Мария Терезия родила шестерых детей, пятеро из которых умерли в очень молодом возрасте и лишь старший – нареченный Людовиком (Великий Дофин) был достаточно крепок здоровьем, чтобы дожить до 49 лет. Впрочем, его венценосный отец все-таки пережил "вечного наследника" на четыре года.

Если вся жизнь Людовика XIV проходила на виду, то его супруга была скромнее и сдержаннее. Занимаясь благотворительностью, она не вмешивалась в политику и не была уличена в любовных связях. В свиту королевы входили разные дамы и кавалеры, большей частью испанцы, а также "модный" по тем временам чернокожий карлик. Ему было около 10 лет и рост его не превышал 27 дюймов (порядка 69 см).

В те времена модным считалось изображать на портретах знати негритят, которые в статусе "живой игрушки", то приносили сладости, то сидели наряженные в ливреи у ног аристократов. Например, в Версале можно увидеть портрет внебрачных дочерей Людовика от мадам де Монтеспан.

-2

Франсуаза-Мария де Бурбон, известная как мадемуазель де Блуа, и Луиза-Франсуаза де Бурбон, известная как мадемуазель де Нант дочери Людовика XIV Французского и мадам де Монтеспан

Мария Терезия тяжело носила и рожала своего третьего ребенка. Появившаяся на свет в 1664 году девочка была очень слаба и плохо развита.

Удивляться этому не приходилось, ведь Мария Терезия была из дома Габсбургов, славящихся близкородственными связями, из-за которых потомство их отличалось большой смертностью и разными пороками развития. Вдобавок Людовик XIV и Мария Тереза были двоюродными братом и сестрой по двум линиям одновременно. Все эти факторы негативно сказались на новорожденной, которая, по словам придворных врачей, «была слабой и хрупкой, и изначально не была здоровой».

Тяжелая беременность, сложные роды и близкородственные браки в роду, могли послужить причиной пороков развития принцессы. Можно предположить, что после осложненных родов она могла страдать цианозом также именуемым синюхой — при котором окраска кожи и слизистых оболочек варьируется от серовато-синего до сине-чёрного цвета, в связи с высоким содержанием в крови карбгемоглобина.

Подтверждением тому служат и воспоминания принцессы Конти, которая сообщала, что королева Мария Тереза родила девочку, с фиолетовым, даже черным, лицом — очевидно, оттого что при появлении на свет она сильно мучилась.

Прожив 40 дней ребенок умер, своим видом при рождении успев дать повод к досужим домыслам. Герцогиня Орлеанская в мемуарах предположила, что девочка была похожа на "маленького мавра", поэтому для того, чтобы замять скандал решили имитировать смерть ребенка.

Следует учитывать, что при французском дворе не любили Марию Терезию. Слишком строго воспитанная, она терялась среди фривольных нравов и порядков французов. Всю жизнь говорившая с сильным испанским акцентом, она оставалась чужой среди своих и постоянно служила предметом для злословия. Ее обвиняли в глупости, чопорности и даже излишней любви к мужу, что являлось моветоном (дурным тоном) в те времена. Принимать на веру заметки знатных конкуренток за внимание короля и их мнение о королеве - дело неблагодарное. Впрочем, слухи о том, что королева родила негритенка от своего карлика, пущенные изначально как анекдот, обросли дополнительными домыслами и деталями и получили широкое распространение.

Таинственная черная монахиня из Морэ

Итак, при дворе стала распространяться легенда: умершая "мавританская" принцесса на самом деле тайно выращена в монастыре.

Некая Луиза Мария Тереза (1658-1730) чернокожая монахиня из монастыря в городке Морэ, стала олицетворением этих слухов, да и сама их поддерживала, однажды назвав Великого Дофина своим братом. Подтверждением ее слов служило имя "черной монахини" составленное из имен королев Франции и назначенная ей от короны пожизненная пенсия. Более того, загадочную монахиню навещала фаворитка и бывшая няня бастардов Людовика – маркиза де Монтенон.

Впрочем, герцог де Люин общаясь с королевой Марией Лещинской (женой Людовика XV) узнал от нее следующее объяснение: «У некоего Лароша, привратника в Зоологическом саду, в ту пору служили мавр и мавританка. У мавританки родилась дочь, и отец с матерью, не будучи в состоянии воспитать ребенка, поделились своим горем с госпожой де Монтенон, та сжалилась над ними и обещала позаботиться об их дочери. Она снабдила ее весомыми рекомендациями и препроводила в монастырь. Так появилась легенда, которая на поверку оказалась выдумкой от начала и до конца».

-3

Черная монахиня из Море

Возможно, сама монахиня считала себя особой королевского происхождения, во всяком случае, она любила намекать на родство с королевской семьей. Известно, что маркиза де Монтенон навещала ее и стыдила за распространение такого рода слухов.

Саму легенду о рожденной королевой мавританкой описали намного позднее Вольтер и Тушар-Лафос. При этом историк Госселен Ленотр в отношении данной легенды приходит к следующему выводу: "Единственное, что не вызывает сомнений, так это подлинность портрета мавританки, хранящегося в Сент-женевьевской библиотеке".

Итак, портрет и правда подлинный, остальные факты невозможно установить точно, но загадка "черной монахини" до сих пор преследует и порочит имя Марии Терезии Испанской, жены блистательного Людовика XIV.

Благодарю за прочтение!