Постоянные читатели канала знают, что свой подземный стаж я начинал в добычной лаве. Уже после я перешёл на другую шахту в проходку.
Итак, добычной участок. После третьей смены однажды немного задержались с товарищем в лаве. Новая смена нас сменила, наши ребята попрыгали на ленту и уехали. Сменщики пока не включились по уходу, угля на ленте нет. Подхватив свои самоспасатели, побежали ближе к дому и мы. Я – впереди, товарищ – за мной. На хвосте ленты глянул по штреку вперёд – света не видно, значит, нет никого и можно смело прыгать на ленту.
Ленты у нас в штреке не были оборудованы посадочными и сходными площадками, перед головкой привода не висела «лапша» («будильник») и шторка (концевой выключатель). Следовательно, по ленте ездить НЕЛЬЗЯ. Не важно, что она тихоходная (пока доедешь, уснуть можно), а вдоль всего конвейерного става протянут провод ТАШ (телефонный абонентский шахтный) и подключен к КТВ (кабель-тросовый выключатель). Всё равно нельзя и точка. Хотя этим самым ТАШем в случае надобности можно остановить ленту буквально в любом месте.
Ну, нельзя так нельзя. А если в штреке никого не видно, то можно. Главное, вовремя спрыгнуть с ленты, когда далеко-далеко впереди появится чей-то свет. Лишние проблемы в виде лишения премии ни к чему.
Я прыгнул первым, за мной – товарищ. Когда шибко торопимся и позволяет высота выработки, вдобавок по ленте мы ещё и бежали. Кроссом мы не занимались на высокоскоростной уклонной ленте – у неё скорость и так приличная, цепи с кругами арочной крепи и без беготни мелькают перед глазами. А если ещё по ней бежать, впору себя ощущаешь реактивным Карлсоном.
Итак, едем с товарищем по тихоходной ленте. Перебросились парой фраз и дальше молча движемся к устью штрека. Глянул вперёд – света от фонарика вдалеке не видно, нам ещё ехать и ехать. Распластался на ленте, малость закемарил. Открыл глаза, поднял голову, посмотрел вперёд – нет никого, можно ещё чуточку вздремнуть.
Но вот, наконец, подъезжаем к приводной головке. Тут надо вовремя спрыгнуть, пока лента не поднялась ближе к кровле и позволяет высота встать на ноги. Спрыгиваю в районе натяжного барабана, быстрым шагом подхожу к хвосту следующей ленты. Глянул вперёд – темень тёмная, посмотрел назад и... тоже темно! Товарищ должен был за мной идти, но его нет! И тут на выносном барабане показывается его свет. Смотрю на испуганное лицо товарища и понимаю, что остановить ленту уже никак не смогу. Даже если на «землю» законтачу датчик пересыпа, лента по инерции всё равно будет вращаться ещё некоторое время.
Тем временем, мой товарищ скатывается с барабана – голова ныряет вниз, сапоги вверху. По крутой течке съезжает в пересып на хвост следующей ленты и как ни в чём не бывало поехал дальше. Зачарованный увиденным зрелищем, свечу на него светом. Проезжая мимо меня, он только и смог произнести:
– У-ух!
Прыгаю за ним, кричу ему:
– Рисковый ты пацан!
Товарищ лыбится:
– Уснул на ленте!
Видя, что всё обошлось благополучно, спрашиваю его:
– Чё приснилось?
А он вполне серьёзно говорит:
– В самолёте падал.
Читаю ему нотацию:
– Это хорошо, что тут лететь не высоко и ты ни за что не зацепился. С трюкачеством надо заканчивать, спать дома будем.
Товарищ согласился:
– Ага.
Дальше ехали уже без приключений, у обоих сон как рукой сняло. Выбежали на-гора, сели в дежурный автобус, горный мастер на секунду отвлёкся от карт, крикнул водителю:
– Наши все! Поехали!
И снова погрузился в игру.
P.S.
Молодой был, горячий. В последующие смены я внимательно изучал кровлю над приводной головкой, оценивал расстояние от ленты до торчащих анкеров. По комплекции я не тучный, стопроцентно зацепиться не должен. Половинка рештака на течке отполирована до зеркального блеска – скачусь как с ледяной горки! В пересыпе тоже всё нормально, ничего подозрительного нет. Никому ни слова не говоря, присматривался несколько смен. Собравшись с духом, однажды всё же решился нырнуть в пересып.
Немного задержался в лаве, для вида перематывая портянки. Прыгнул на ленту, когда ребята уже уехали далеко вперёд. Подъезжая к головке, посветил на кровлю над лентой, дабы ещё раз убедиться в относительной безопасности моего каскадёрства. Ещё можно спрыгнуть, но я поехал дальше. На приводной головке лента поднимается выше и выше под кровлю. Самоспасатель СПП-2 держу перед собой, ремень замотал вокруг корпуса, чтобы он ненароком ни за что не цепанулся.
Выезжаю на барабан, лента подо мной внезапно уходит, а я полетел вниз – голова внизу, сапоги вверху. Скатываюсь по течке в пересып, выставив вперёд руки. Благополучно шлёпнувшись на следующую ленту, я вздохнул с облегчением. Выехав из пересыпа, оглянулся назад – приводная головка отдаляется от меня и постепенно растворяется во мраке. Подумал про себя: «Да ну её ко всем чертям, чтобы ещё раз нырнуть в пересып». Хотя ещё раз я в пересып нырнул. Но это уже другая история.