В день памяти святых семи отроков Ефесских, которым церковная традиция приписывает особое заступничество за детей, о роли молитвы в воспитании рассказывает отец семи дочерей и трех сыновей, руководитель клуба «Православная семья», автор вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря книги «Как быть счастливым в браке», настоятель московского храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
– Отец Александр, как научить ребенка молиться?
– Человек – свободное существо, и он должен не по доверию к родителям иметь веру. Знаете, есть такое понятие: «вера по доверию». Каждому в свое время придется самому себе задать вопрос: веришь ты в Бога или нет. Это не вопрос воспитания. Бог даже при самом хорошем религиозном воспитании ставит перед человеком выбор.
Ко мне приходит исповедоваться мальчик семи-восьми лет, и мама ему говорит, чтобы он не забыл сказать на исповеди, как он не слушался. Он, конечно, может повторить, что он не слушался, но покаяния в этом нет. Ему самому должно быть стыдно, чтобы он этот стыд озвучил на исповеди перед Богом. А иногда мамы детям и записки дают с собой на исповедь, таким четким взрослым почерком написанные... Пусть лучше он сам мне скажет своими словами, что не слушался маму, и это будет исповедь. Отношения с Богом – это свободный выбор для каждого человека. А люди иногда думают, что правильное воспитание сделает свое дело. Нет, даже в хороших семьях бывают дети, которые не веруют в Бога. Я знаю одну такую семью, где один сын – священник, а другой – атеист. И есть знакомая семья, в которой все сыновья – священники. Главное, родителям не навредить этому выбору, а приучать ребенка молиться ненасильственно, чтобы ему это нравилось и было в радость. А если он будет вздрагивать при одном упоминании о молитве, то ему труднее будет прийти к Богу. Не нужно усложнять детям эту дорогу.
– Но как практически помочь ребенку, чтобы молитва стала для него необходимостью, потребностью?
– Важно не давить на ребенка. Потому что если давить, то ничем хорошим это не кончится. Иногда в религиозных семьях дети получают устойчивую прививку против молитвы – такое отвращение они испытывают к этому делу. И когда ребенок вырастает, то ему труднее войти в Церковь чисто психологически. У моей матери была одна подруга, очень хорошая женщина. Когда она шла по улице и видела храм, всегда переходила на другую сторону. Хотя это была милейшая и очень отзывчивая женщина! Но ее так воспитывали – излишним давлением привили нелюбовь к Церкви. Поэтому на ребенка лучше не давить. Если у вас с ним хорошие взаимоотношения, то ребенок сам тянется за папой и мамой и старается им подражать. Совершенно бессмысленно заставлять маленького ребенка молиться.
Когда я только рукоположился, был у нас один прихожанин, который в будний день мог с пятилетним ребенком простоять литургию полтора часа. Ребенок все это время стоял не шелохнувшись. Но это очень редкий пример, когда ребенок так спокойно стоит. Дети есть дети, естественно. Так что лучше всего петь молитвы с детьми. «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Но даже если семья воцерковленная, папа священник и нет никаких перегибов и перекосов в воспитании, ребенок вырастает, становится взрослым и в 16–17 лет может испытывать охлаждение к Церкви и церковной жизни. Даже в очень хороших церковных семьях, где были воскресные школы и так далее. Потом у молодого человека уже во взрослом возрасте, после 18 лет, происходит его личный выбор: быть верующим или нет.
– Как должно меняться молитвенное правило детей по мере их взросления?
– Это очень индивидуально. У меня есть одна знакомая семья, в которой дети разного возраста ходят в наш храм. И когда ко мне подходит их мама и говорит, что ее сын недостаточно молится, я говорю ей: «Твой сын в 16 лет стоит в храме всю литургию почти каждое воскресенье. Это просто феноменальный успех. Кроме него, никто из ровесников не стоит в храме. Остальные сидят в интернете». Не нужно думать, каким должно быть молитвенное правило, нужно смотреть по ситуации, смотреть на человека. Не спрашивать ребенка ежедневно, читал ли он правило. Важно, чтобы ребенок сам захотел. Если он от души читает «Отче наш» в 16 лет, то прекрасно. Значит, он верующий и в определенной степени воцерковленный подросток. Существует такое детское правило к Причастию: в каком классе ребенок учится, столько и молитв из правила ко Причащению ему нужно читать. Но, повторюсь, не нужно стоять у него над душой, да еще ударения поправлять, а нужно, чтобы он сам захотел молиться и не делал это чисто механически.
– А если так и не захотел? В 14 лет по-прежнему читает «Отче наш» перед Причастием?
– И хорошо. Он же читает, слушает, стоит на литургии.
– А как же три канона, которые положены?
– И что, что он не читает три канона? У нас значительная часть России лет 150 назад, когда не было повальной грамотности, тоже три канона не читала, и из этих людей иногда выходили святые. Читали определенное количество Иисусовых молитв за каждый канон. Это, опять же, выбор человека. Люди иногда не понимают внешнего религиозного обряда, и потому впадают в фарисейство. Кого увещал Господь в Евангелии больше всех? Верующих подвижников, которые строго молились, постились, давали милостыню. У них было все хорошо с внешним исполнением обряда. Но почему-то Господь не мытарей или блудниц, а именно фарисеев постоянно увещал! Именно фанатики внешнего закона распяли Христа. То есть человек может спокойно читать три канона и распять Христа.
Нужно, чтобы у человека была живая вера. Потом он может читать и три канона, и Псалтирь, и акафист хоть каждый день. Религиозное чувство требует пищи, а пища для веры – это молитва, как говорил Григорий Богослов. Человек сам расширит молитвенное правило, потому что будет испытывать в этом внутреннюю потребность. Я говорил с одним папой, который достиг большого успеха с детишками в этом плане. Он сказал, что нужно ловить тонкий момент, уметь поговорить с ребенком. Это очень непросто, и у многих не получается. Ребенку важно получить религиозный ответ на его жизненные проблемы, что бывает чаще в подростковом возрасте.
Я знаю детей, которые полностью вычитывали правило, а потом это успешно бросали, потому что им это стало ненужным.
– У вас с матушкой дети разного возраста. По опыту вашей семьи скажите, стоит ли собираться всем вместе, чтобы старшие дети читали правило, а маленькие слушали?
– У нас по-разному было в разное время и в разных ситуациях, в разные периоды жизни. Это когда они все маленькие, их проще собрать вместе. А когда младшему 5 лет, а старшему 20, то уже сложнее.
Я тоже изучал этот вопрос. С каждым ребенком нужно действовать по-разному. В тех семьях, где есть успех в этом вопросе, родители не заставляли, чтобы ребенок вычитывал правило, а именно «ловили момент». И общее правило – это не гарантия. Господь создал ангелов, а часть из них стала бесами, и Бог тут ни при чем, это был их личный выбор. И никуда не денешься от личного выбора человека, с этим надо смиряться. Бог терпеливо работает с нашим неверием. Надо брать пример с Бога.
– Значит, что касается малышей, если они не хотят участвовать в общем семейном правиле, то и не надо настаивать?
– Если правило большое, то естественно, что не хотят. Для маленького ребенка 15–20 минут – это очень много. И ладно, прочитал «Отче наш» и пусть идет гуляет.
– Как вы сформулируете для молодых родителей, которые зададут этот вопрос: какую цель они должны ставить, призывая детей к молитве?
– Цель заключается в том, чтобы дети сами захотели хоть немного помолиться. Пусть это будет буквально один раз «Отче наш». Понятно, что пятилетнего ребенка надо организовывать, но не передавить и не переусердствовать. Мы часто заняты своими проблемами, нам не всегда хватает времени, но нужно быть внимательными к своим детям, прислушиваться. Это очень непросто, но те, кто этим занимается, могут поймать нужный момент.
– Важно ли молиться вместе с детьми или ребенок может молиться сам, своими словами, главное, чтобы они были от души?
– Вместе, конечно, хорошо. Но возможна ситуация, что ты читаешь правило, а ребенок заскучал, зевает. Какой тогда в этом смысл, он же не молится? Может быть, некоторые включаются в процесс, а если, наоборот, у него будет расти внутренний протест от совместной молитвы? В 12–14 лет нужно отпустить ребенка в этом плане.
У нас с матушкой родители были коммунистами. Мы сами в 19–20 лет услышали призыв Бога и пришли в Церковь. Я первые 18 лет жизни вообще был атеистом, как нас и воспитывали в советской школе. Нам как родителям сейчас хочется, чтобы у ребенка было все хорошо. Это понятное родительское чувство, в котором есть и любовь, и гордость. Ребенок может прийти к Богу, а мы можем создать условия, которые либо воспрепятствуют этому, либо ему помогут. Любая несвобода в этом вопросе воспрепятствует на пути к Богу.
– Если ребенок говорит, что ему тяжело стоять в храме на службе, то настаивать не надо, пусть идет играет на площадку?
– Конечно, ребенку нужно давать посильную нагрузку. Вы же не заставляете семилетнего делать то, что делает семнадцатилетний? Здесь то же самое.
– Так, может быть, вообще не стоит учить молитве?
– Не будем впадать в крайности. Надо учить молитве, но смотреть по ситуации. Главное, что следует запомнить, – нужно уметь отпускать ребенка. Сколько могли, вы дали ему в детстве. Дальше он сам должен выбирать. Конечно, нужно его поддерживать, помогать, если он просит помощь. Один из моих сыновей мне как-то сказал, что если бы на него жестко давили, то он уже давно бы не ходил в церковь.
– Как вы считаете, что самое важное в научении ребенка духовной жизни? Молитва или нечто иное?
– Самое важное – это любовь к ребенку. Не баловство, когда потакаешь любой прихоти, а именно любовь к ребенку. Тогда если он будет видеть, что все в семье верующие, то это будет способствовать приходу к Богу. И наоборот, если ты гневаешься, раздражаешься и им не занимаешься, без разбора наказываешь, у него сложится обратное мнение. У меня был знакомый, очень верующий человек, а его сын стал сатанистом. Я поговорил с этим сыном, спросил, почему он сделался сатанистом. И он рассказал, что папа приходил домой и бил маму. При этом это был совершенно нормальный юноша, просто его протест принял такую форму. Надо ребенка любить и самому быть хорошим христианином.
– Многим родителям кажется, что нужно отдать ребенка в православную школу, чтобы вырастить его «правильным православным».
– Это величайшее заблуждение. Из православных школ выходит не сто процентов верующих людей, к сожалению. Более того, в школе ребенок может оказаться в ситуации внешнего давления, которое вызовет протест. Это отнюдь не универсальное средство. Все же главное для религиозного воспитания ребенка – это внутренняя духовная жизнь его семьи.
– Отец Александр, принято считать, что детская молитва действеннее, чем молитва взрослых. Вам приходилось в этом убеждаться?
– У одного знакомого батюшки была очень сложная ситуация, он строил храм. И как-то он пришел домой и попросил своих детей прочитать акафист вместе, потому что ему тяжело. Они прочитали акафист, и у него произошло чудо. Лично у меня, к сожалению, такого пока не было: чтобы мы сегодня помолились, а назавтра случилось чудо. Но такие примеры есть, и я их собираю по крупицам. Это все как раз укладывается в то, что написано в Евангелии и у святых отцов.
– А как объяснить ребенку, что Господь слышит его молитвы, если он не видит реального ответа?
– Нужно «поймать момент» и показать, чтобы он увидел и поверил.
– Нужно ли искать какие-то особые слова, чтобы объяснить детям цель молитвы, или они должны ее сами почувствовать на тонком духовном уровне?
– Они должны уловить, когда вошли во взаимодействие с Богом, что Бог им ответил. Но этого можно добиться только с Божией помощью. Родительская молитва за детей, мне кажется, – это один из основных моментов религиозного воспитания.
– Часто ли молодые родители задают вопросы по поводу молитвы?
– В основном как раз не задают. Я веду беседы при храме, и мы прорабатывали этот момент. Был интересен опыт людей, у которых есть успех в этом вопросе. И все пришли к выводу, что молитва без веры – это не молитва, даже если она происходит.
70 процентов успеха в воспитании детей – это молитва за них. Так пишут святые отцы. Я когда прочитал об этом первый раз, то подумал, что они немного утрируют. Но потом много раз убеждался в их правоте. Поэтому я советую родителям усиленно молиться за своих детей. Говорить не столько о Боге, сколько Богу. Это низводит благодать на детей и больше способствует их молитве, чем чисто внешнее принуждение. Молитва – это не аутотренинг, не психопрактика, это разговор с Богом.
Беседовала Наталья Крушевская