Британское издание Financial Times сообщило, что западные лидеры всерьез обеспокоены развитием экономического и политического сотрудничества между Россией и Турцией.
По мнению издания, Россия воспринимает Турцию в качестве главного транспортного узла по транзиту российских и иностранных товаров в российские порты в Черном и Азовском морях, что фактически делает невозможным экономическую изоляцию России.
Во время визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи, Россия и Турция договорились и дальше расширять сотрудничество в сфере торговли и энергетики. Сейчас Турция ожидает скорого завершения строительства российскими специалистами АЭС Аккую, а также заявила о готовности увеличить импорт всех видов энергоносителей из России.
Как отметил Эрдоган, резко выросшие объемы товарооборота между странами позволили пяти крупным турецким банкам ввести российскую платежную систему МИР. Это позволит обходить санкции Запада, а вместе с тем будет способствовать росту туристического потока, поскольку теперь российские туристы смогут свободно пользоваться на территории Турции банковскими картами МИР.
Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган также договорились о том, что Турция перейдет на расчеты за российский газ в рублях. Важно отметить, что это было сделано в интересах обеих стран.
Турция испытывает трудности с конвертацией своей обесценивающейся лирой в доллары и евро для оплаты российских товаров. Вместе с тем России не нужны ни доллары, ни евро. Поэтому оптимальной валютой для торговли между странами становится более стабильный российский рубль.
При этом, несмотря на заявление Президента России, что наша страна больше не заинтересована в получении валют недружественных стран, которые стали убыточными по отношению к рублю, Центральный банк с Минфином на данный момент избавились только от долларов.
Сейчас в Фонде национального благосостояния (ФНБ), который образован за счет сверхдоходов от экспорта нефти, накопилась сумма в $210 млрд. Доля евро от этих резервов составляет 40%, юань — 30%, фунты и иены — 10%, а оставшиеся 20% — золото. То есть совокупная доля евро, фунта и иены, валют недружественных стран, составляет 50% от резервов фонда.
Тем не менее по рекомендации Счетной палаты, Минфин согласился распродать недружественные валюты. А поскольку класть яйца в одну корзину финансово рискованно, то помимо покупки китайского юаня Минфин присматривается к покупке других валют стран БРИКС.
Как сообщается, покупка иностранных валют за счет продажи рублей будет проводиться для ослабления курса российской валюты в целях увеличения роста экспортных доходов и создания более привлекательных условий для экспортеров российских товаров на внешние рынки.