«Очень печально, когда внешность человека находится в таком несоответствии с его душой». Так Сомерсет Моэм описывает Дирка Стрёва, который долгое время был ангелом-хранителем Стрикленда – главного героя романа «Луна и грош».
Два художника. Стрёв и Стрикленд. Один - коммерчески успешный бездарь, чьи картины охотно покупают ничего не смыслящие в живописи торговцы и коммерсанты. Другой - непризнанный гений, продирающийся сквозь нищету и голод, живущий только творчеством.
Сомерсет Моэм столкнул в своем романе две крайности в искусстве, заставляя нас сделать выбор между мнимой успешностью ремесленника, взявшего в руки кисть, и посмертной славой нищего гения, от которого отворачивались современники.
Стрёв и Стрикленд были уникальными и отталкивающими личностями. Только минусы первого были сродни слову «жалкий», а у второго они принимали облик хищника, которого хотят понять и приручить.
Дирк Стрёв походил на успевающего коммивояжера.
«У Дирка было нежное, великодушное сердце и повадки шута, безошибочное чувство красоты и умение писать только пошлые картинки, удивительная душевная деликатность и вульгарные манеры. Он проявлял немало такта в чужих делах, нов своих собственных отличался удивительной бестактностью».
Он один из немногих безошибочно почувствовал гениальность Стрикленда и носился с ним как курица с цыпленком. Прощал хамство, оскорбления и издевательства от своего подопечного. Пытался открыть глаза окружающим на талант странного англичанина.
Все закончилось трагично. Стрикленд разрушил жизнь своего нелепого ангела-хранителя. Он забрал самое ценное, что было в жизни Дирка. В благодарность за спасение от смерти Стрикленд увел жену у Стрёва.
Жестокость и нелепость этой истории внутри романа «Луна и грош» доведена до абсолюта. Дирк Стрёв остался жалким даже в своем горе. Он просто не мог вызывать сочувствие у других людей. Отдавая себя без остатка другим, он был лишь предметом насмешек. Поставив свою жену на пьедестал и сделав ее центром своей вселенной, он так и не заслужил ее любовь.
Для меня эпизод с Дирком Стрёвом и его женой Бланш стала ярким лучом, который высветил всю суть Стрикленда. Здесь не работает известная цитата о гении и злодействе. Потому что Моэм в своем романе ставит между ними знак равенства. Стрёв потерял смысл жизни. Его жена Бланш была условно счастлива три месяца и покончила с собой, не вынеся равнодушия Стрикленда.
А Стрикленд просто пошел дальше. Равнодушный к чужому горю и чувствам. Одержимый творчеством. Зацикленный на своем внутреннем мире.
Пройдут года, и никто не вспомнит несчастного Стрёва. Умрет в безвестности Стрикленд. Останутся только талантливые картины, написанные чудовищными человеком.