Найти тему
Просто гуляя по свету

Тайны старых картин. "Прекрасная Ферроньера" (часть 2) Сколько всего на свете Ферроньер

Какие же тайны и истории хранит в себе полотно великого да Винчи под названием "Прекрасная Ферроньера"? Ну во-первых, (и на мой взгляд вполне ожидаемо) это сомнение в авторстве. Мне кажется, так бывает со всеми гениальными мастерами - есть энное количество картин, но вдруг появляется еще одна и кому-то (обычно владельцу данного полотна) очень хочется, чтобы она оказалась подлинником руки великого мастера. Так и с нашей Ферроньерой - в течение долгого времени искусствоведы пытались определить: кто же ее настоящий автор.

Сомнения, как считали искусствоведы, вызывала некая небрежность в манере письма, а еще тот факт, что внимание больше уделялось одежде и украшениям, чем самой модели. Однако, исследования показали, что "Прекрасная Ферроньера" и "Дама с горностаем" да Винчи были написаны на досках, вытесанных из кусков одного и того же дерева. Кроме того, результаты рентгена выявили большую схожесть в манере написания Ферроньеры и предварительных набросков Джоконды. С другой стороны тот же рентген показал, что портрет нашей девушки был позднее исправлен - изначально уши были открыты, кроме того исправлена форма челюсти и добавлены украшения.

Таким образом появилась версия, что Ферроньера была написана кем-то из учеников Леонардо, вернее, возможно, начинал ее сам мастер, но позже закончил кто-то другой. Так ли это, я скажу чуть позже, а пока перейдем к следующей тайне. Она тоже дублирует загадку Моны Лизы - а собственно, Ферроньера ли она вообще? В своих рассказах про загадочную Джоконду я писала, что существует несколько картин, претендующих на это имя. Та же самая ситуация сложилась и с этим полотном.

Первое упоминание об этой работе появилось в 1642 году, в списке королевской коллекции Фонтебло. Так вот там она заявлена именно как работа Леонардо и описывается как портрет некой герцогини Мантуанской. В этом же списке числится и "Прекрасная Ферроньера", вот только название это относится совсем к другой картине.

Вот она, первая Ферроньера. Иллюстрация из открытых источников
Вот она, первая Ферроньера. Иллюстрация из открытых источников

Сейчас искусствоведы уверены, что это портрет Бьянки Марии Сфорца. Предполагаемых авторов два, но фамилии да Винчи среди них нет. (На мой дилетантский взгляд абсолютно очевидно, что эти портреты, выполнены разными людьми.) Видимо, не одна я так думаю, потому что уже через 50 лет название "Прекрасная Ферроньера" перешло к тому портрету, о котором у нас идет речь, да так с ним и осталось.

Из королевской коллекции полотно переместилось в Лувр и тоже под именем Ферроньеры. Сейчас считается, что на портрете изображена Лукреция Кривелли, любовница Лодовико иль Моро, герцога Миланского. Раньше полагали, что знаменитая "Дама с горностаем" тоже изображает прекрасную Лукрецию, следовательно и она тоже называлась Ферроньерой. Более того, некто Адам Ежи Чарторыйский, купивший "Даму с горностаем" в 1798 году, (в связи с чем полотно переехало в Польшу) взял да и попросту портрет собственноручно подписал: "LA BELE FERIONIERE / LEONARD D’AWINCI" (Ну это, видимо, чтобы всем сразу понятно было, каким сокровищем он теперь обладает.)

"Дама с горностаем". Иллюстрация из открытых источников
"Дама с горностаем". Иллюстрация из открытых источников

Однако, дама сердца у герцога Миланского была не одна и через некоторое время выяснили, что горностая на руках держит некая Чечилия Галлерани. Какая же в итоге из трех (и из трех ли?) картин является Ферроньерой и почему она Ферроньера, вы, дорогие читатели, узнаете в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. А начало этой истории, так же, как и другие рассказы о знаменитых полотнах можно найти здесь:

Тайны старых картин. "Прекрасная Ферроньера" (часть 1) Любовь, месть и тайна гибели Франциска I

Другие истории о знаменитых картинах