В статье рассказываю о том, почему в России процессы брендинга сильно сокращены на примере Старбакс.
Ребята, всем привет! 18 августа состоялось открытие «нового» Starbucks. Ранее, я записывала комментарий для Москва 24 по поводу логотипа и айдентики:
Я решила с вами обсудить эту тему. А также подискутировать о том, почему в России, чаще всего брендинг делается на скорую и «на коленке».
Почему вещаю про это?
Потому что я являюсь экспертом в области брендинга (учёным-практиком и бренд-стратегом). Разработала более 30 концепций брендов, ключевые:
- федеральный водочный бренд "Монархия" (2007-2013 гг)
- Автохолдинг Барс" с 2021
- Экспертный бренд Веретено Александры "VRTN" (с 2018 г.)
- опубликовала более 120 статей научных и практических статей с 2008 года по теме брендинга в журналах: Бренд-менеджмент, Маркетинг в Росси и зарубежом, Новости Маркетинга, VC.RU и пр.
Почему в России брендинг делается «на коленке» в большинстве случаев?
Этому есть много причин, к моему сожалению. От непонимания важности создания концепции бренда (собственниками, управленцами и маркетологами) и нехватки ресурсов (денег) на качественные бренд-технологии, до банального копипаста мировых практик, так как так проще, быстрее и правильней (по мнению многих).
Такой копипаст касается как гигантов, так и региональных компаний, особенно рынка FMCG. Когда я продвигала бренды компании «ОША» (водка, пиво, с/а) у нас были постоянные споры с директором о том, что лучше делать своё, чем копипастить.
Так мы и делали, формировали идентичность своих брендов: Jolly Joker (с/а коктейли) и водочных «Монархия», «Русский характер».
Смотрите, в среднем, разработка концепции занимает от полугода и стоит от 300k (нижний порог) и выше. Крайний кейс автохолдинга мы делали 10 месяцев (от исследований и до бренд-Бука. Кому нужно, welcome (ссылка на мой сайт в комментах).
Но это ошибка! Потому что на плохом фундаменте не построить прочный дом бренда.
Сейчас, одной из антикризисных стратегий является HR-брендинг (об этом есть целый пост в ленте), но я считаю, что 2022 необходимо комплексно подходить к созданию бренда компании (бренда впечатлений), который включает в себя:
1. Бренд продукта
2. HR-Бренд (корпоративная религия, идеология)
3. Личный бренд собственника бизнеса
Ситуация с Stars coffe
Схожая айдентика нового “Stars coffe” с
привычным “Starbucks” — игра на узнаваемости второго. Так проще и быстрее можно окупить вложения.
Новый логотип и внутреннее оформление -
типичный пример брендинга по-русски. Когда весь процесс создания или развития бренда делается на скорую руку, с явным копированием успешных практик.
Логотип
У меня есть вопросы к лого и регистрации ТЗ. Понятно, что хороший плагиат, лучше чем беспонтовый креатив. Но, Кэнон. Аленка в кокошнике 🥶 ещё и со звездой во лбу😁! Вы серьезно?!
По регистрации ТЗ, тут степень смешения налицо, но видимо это никого не смущает 😃в патентном ведомстве.) хотя, не с кем судиться, а нет компании, нет проблем.)
У Starbucks есть сила бренда, основанная на концепции, которая прочно интегрирована с идеологией бренда! Своя религия ☕️
Они открыли свою первую кофейню в 1971, сегодня они по всему миру! Миллионы поклонников являются евангелистами бренда, потому что Starbucks — больше чем кофе — стиль и образ жизни, поэтому люди и переплачивали за атмосферу, за принадлежность! Типичный пример брендинга впечатлений. Если хотите про это статью, отметьте в комментах ⚡️
Смогут ли Stars coffe занять нишу Starbucks?
Пока, непонятно. Но для меня, копипаст лого, уже тенденция не очень! А вы как думаете?
В сравнении можно привести пример из автобиза, в премиальных ДЦ, которые ушли с рынка, начали размещать китайцев. Была одна база, стала другая🤦🏼♀️.
Так и тут, часть (большая) может отчалиться, те, кто был привержен на 💯, далее пойдёт замещение и размытие аудитории. Ну и если они не продумают концепт, то печаль 😪
А как вы считаете? Будут ли ходить. В новый Stars coffe аудитория Starbucks?! А какая ваша любимая кофейня? Как вам новый лого?