Если вы читали вчерашнюю статью, то знаете, что мы призываем вас не бежать по крепости «галопом по Европам» (предыдущую статью читайте здесь https://zen.yandex.ru/media/id/61d5b2153a6ca93284ba2bbf/62fa87ff7cfbc80ddec719a2).
Купив комплексный билет, в первый день просто погуляйте по территории крепости и сходите в Петропавловский собор – усыпальницу российских императоров и других членов дома Романовых. Загляните на какую-нибудь выставку, что входит в билет – там указано, что в него включено. Например, посвящённую истории крепости, она небольшая. Напоследок можно в этот же день сходить на стены и прогуляться по бастионами поверху (правда, за это придётся отдельно раскошелиться).
А вот в другой день маршрут предлагаем следующий: Трубецкой бастион с посещением политической тюрьмы и Комендантский дом с интереснейшей экспозицией, посвящённой истории Санкт-Петербурга-Петрограда.
До бастиона можно дойти по левой стороне крепости, идя вдоль стен и бастионов и никуда не сворачивая. Или от Петропавловского собора, завернув налево и идя вдоль стены. Есть указатели, так что не заблудитесь.
Почему такое название – Трубецкой бастион? Всё просто объясняется: Пётр Первый, строя крепость, распределил возведение её бастионов, т.е. участков стен с башенными выступами, между своими сподвижниками. Так они и стали называться, по имени тех, кто их воздвигал, т.е. был «главным прорабом»: Меншиковский бастион, Нарышкинский и др.
Князь Трубецкой дал название бастиону, в котором с течением времени караульные помещения переделываются в тюремные. Ведь сама крепость постепенно, по мере отодвигания границы империи от Петербурга и выстраивания дружественных отношений с североевропейскими соседями, утрачивала первоначальное значение. Не было необходимости держать здесь большую воинскую команду и значительный арсенал. Поэтому и произошло, говоря современным языком, перепрофилирование.
Первые узники крепости были знатными персонами. Вспомним хотя бы царевича Алексея Петровича. Здесь же коротали время в ожидания приговора декабристы. А окончательно крепость превращается в тюрьму во второй половине девятнадцатого века, в разгар революционного движения и террора. Последними узниками бастиона становятся «министры-капиталисты» Временного правительства, арестованные большевиками после Октябрьского переворота 1917 года.
Что мы можем сейчас здесь увидеть: большое количество открытых камер, чтобы представить, в каких условиях находились политзаключённые, как могли проводить свои тоскливые дни, как осуществлялся надзор за ними.
В коридорах на стендах много информации о заключённых, которые сидели в этих камерах, их, так сказать, «послужной» список, т.е. за какие такие провинности они здесь оказались, как выдерживали это испытание, сколько времени провели в заключении. Честно говоря, по деяниям некоторых из них, осуществлённых ими терактах, жалости к ним не испытываешь. Как говорится, наказание по делам твоим получаешь.
Все камеры здесь одиночные. Скудная обстановка, маленькое окошко наверху. В углу была раковина для умывания и клозет. Когда пришла цивилизация, то появились и электрические лампочки, и унитаз, и кран с водой. А пока были свечи и керосиновые лампы, бывало, заключённые пытались и сжечь себя. А иногда и морили себя голодом. Длительное одиночное заключение ломало психику, не все вышли отсюда в полном умственном здравии.
Многое, многое повидали и слышали эти стены и коридоры.
Заключённые революционеры и прочая антиправительственная братия выработали специальную систему для перестукивания. Хотя между стен старались проложить звукоизоляционный материал, но сообщение между политическими это не остановило.
Пол в коридорах тоже выстлан мягким материалом, чтобы скрадывать шаги надзирателей. Они должны были осуществлять неусыпный контроль за своими подопечными, денно и нощно подглядывая за ними в окошечко. Но не доверяли и надзирателям.
Вот эта сценка показывает, что смотрели не только за заключёнными, но и друг за другом. Несколько этажей и длинные их коридоры имели своих дежурных офицеров, которые контролировали и надзирателей, ну а те, соответственно, подглядывали и за дежурными. В общем, круговая порука, чтобы избежать побегов и передачи запрещённых вещей (напильников, оружия и проч.).
Во внутреннем дворе проводились прогулки, а в центре его была построена баня. В её окошечко можно поглядеть и сейчас, но внутрь не пускают.
Мы уже упомянули заключённых здесь декабристов. Из камер бастиона их водили на допрос в Комендантский дом, где сейчас находится замечательный музей. Вот туда после бастиона, где вы, наверное, не очень устанете ходить, и можете отправиться.
Помнится, когда-то очень давно были семьёй здесь, и проход на экспозицию был сразу из главного вестибюля. Ну то есть, как обычно тогда и входили в дом. Теперь же внутренний двор дома покрыт стеклянным куполом, что создаёт дополнительное внутреннее экспозиционное пространство. А посетители, соответственно, из вестибюля выходят в этот двор и поднимаются по наружной лестнице под этим куполом сразу на второй этаж.
Совершенно поменялась и экспозиция. Это было, конечно, ожидаемо, но мы практически не увидели исторических интерьеров дома. Помнится из того, детского посещения, большая зала под сводчатым потолком, где проходили допросы декабристов. Длинный стол, покрытый, кажется, зелёным сукном, за которым заседали судьи, назначенные царём вести дело заговорщиков. Почему-то именно эта зала мне тогда запомнилась больше всего. Теперь её не показывают. Изменились времена – изменились исторические и политические акценты.
Ну а современная экспозиция устроена по последнему слову музейной техники. Очень интересно, информационно насыщенно, красочно и доступно для понимания даже детьми. Каждый большой зал посвящён какой-то одной стороне петербургской жизни: транспорт, быт и комфорт городской жизни, охрана, финансы, кухня, культура, население и проч.
Отдельный зал – петербургские доходные дома – особая, неповторимая достопримечательность Северной столицы. И вы видите большой дом, вроде кукольных домиков, но только выше вашего роста, в котором можно увидеть ту, старинную жизнь: богатые и не очень квартиры, их обстановку и обитателей, салон модистки на первом этаже и швейную мастерскую в полуподвале. У ажурной решётки во двор стоит дворник. Вы заглядываете в окна и ощущаете себя Гулливером в стране лилипутов.
А потом вы идёте в «кинематограф» и в тёмном зале садитесь на стульчик и смотрите «картину». Жаль, что без тапёра. И жаль, что показывают мало и через несколько минут лента из нарезки разных фильмов начинает повторяться снова. Так как это последний зал экспозиции, то к концу ноги, конечно, уже требуют отдыха и можно сидеть и сидеть, и смотреть живые кадры старой жизни.
Ну как, устали? А что мы вам говорили? Поэтому не торопитесь и растяните знакомство с крепостью хотя бы на два дня.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.