Найти тему
RR Russia

Не Брэдом Питтом единым: почему известные мужчины начали массово носить юбки (и не стесняются этого)

Мужчина в юбке — эти слова многие до сих пор воспринимают как оксюморон, словно не замечая, что в моде осталось всего несколько табу, но ни одно из них не касается гендера. В том числе юбка уже давно перестала быть запретным предметом одежды для мужчин — ими не гнушался ни бунтовавший вокалист Nirvana Курт Кобейн, их не избегает завсегдатай рейтингов самых привлекательных мужчин планеты Брэд Питт. Robb Report разбирается, почему в 2022 году юбка превращается в символ новой мужественности

Недавнее появление Брэда Питта на красной дорожке фильма «Быстрее пули» вызвало фурор. На кинопремьере актер появился в льняном однотонном костюме: пиджаке и — юбке, что мгновенно сделало из него нового трендсеттера в индустрии моды. И пока одни судорожно искали нового стилиста Брэда Питта, другие – принялись обсуждать, как актер мог променять свой традиционный смокинг Brioni на скандальный аутфит от нью-йоркского дизайнера Хаанса Николаса Мотта.

   Брэд Питт премьере фильма «Быстрее пули», 2022 год
Брэд Питт премьере фильма «Быстрее пули», 2022 год

«Волки в овечьих шкурах»

На самом деле мужчины носят юбки уже очень много лет. Историки моды напомнили бы о том, что в эпоху средневековья мужчины не просто носили юбки, а даже сражались в них. В свою очередь модные критики укажут на бренды Yohji Yamamoto и Jean Paul Gaultier, которые в 1990-е годы представляли различные вариации юбок в мужских коллекциях. Alexander McQueen в коллекциях 2000-х годов интерпретировал шотландское наследие и демонстрировал килты на подиуме. А в 2004 году Метрополитен-музей посвятил целую выставку теме «Храбрые сердца: Мужчины в юбках».

   Jean Paul Gaultier Haute Couture весна-лето 2002
Jean Paul Gaultier Haute Couture весна-лето 2002
В 2021 году глобальная поисковая фешен-платформа Lyst представила ежеквартальный отчет: по данным площадки, в топ-10 мужских вещей вошла плиссированная юбка Thom Browne.

В 2022 году мировые бренды сделали всевозможные разновидности юбок основой своих коллекций. Гарри Стайлз как первый мужчина на обложке американского Vogue примеряет платье Gucci. В Louis Vuitton модели на подиуме были одеты в килты поверх брюк, а в JW Anderson — плиссированные платья были представлены в комбинации с широкими джинсами. Рэй Кавакубо в коллекции Comme des Garçons Homme Plus размывает границы гендера, представляя свою историю мужского костюма на протяжении нескольких эпох и иронизируя над закрепившимися в современном обществе стереотипами.

   Fendi осень-зима 2022
Fendi осень-зима 2022

А дебютная коллекция бывшего арт-директора Yves Saint Laurent Стефано Пилати и вовсе практически полностью состоит из вариаций на тему «волка в овечьей шкуре» — то есть мужчины в женской одежде.

   Louis Vuitton весна-лето 2022
Louis Vuitton весна-лето 2022

Можно сколько угодно спорить о том, имеют ли юбки право на существование в гардеробе современного мужчины. Однако неоспоримый факт гласит — там они появились еще задолго до брюк и пиджаков. Кроме того, гендерные границы в современной моде с каждым годом становятся все более размытыми. Так что можно легко предположить, что недалек тот день, когда юбки вновь займут изначальное место в мужском гардеборе.

От римских тог до платья в горошек Курта Кобейна

Сама идея гендерно дифференцированной одежды появилась не так давно. Если углубиться в историю, можно легко вспомнить множество примеров, когда мужчины носили женскую в современном понимании одежду — от римских тог и древнеегипетских набедренных повязок схенти до элементов национального костюма, в частности, шотландского килта. В те времена одежда использовалась как способ выражения социальной, а не гендерной идентичности. Аналоги современных юбок было легко кроить и шить, и в них было легче заниматься мужскими делами — воевать, строить, возделывать землю и участвовать в религиозных обрядах.

   Набедренные повязки схенти в Древнем Египте, 3000 лет до н. э.
Набедренные повязки схенти в Древнем Египте, 3000 лет до н. э.
В VIII веке до н. э. длину мужской юбки определяли возраст и социальный статус — пожилые мужчины и молодые люди из богатых семей носили модели, доходящие до щиколоток, в то время как другие юноши и представители рабочего класса носили укороченные варианты до бедер. В последнем случае это было обусловлено чисто практическими соображениями — длинные полы не стесняли движений во время работы.
    Ионийские туники в Древней Греции, VIII век до н. э.
Ионийские туники в Древней Греции, VIII век до н. э.

Окончательные различия между мужской и женской одеждой сформировались к середине XIX века. Тогда в Европе не существовало практики делить детскую одежду на предназначенную «для девочек» и «для мальчиков»: новорожденных обоих полов одевали в похожие платья-туники, и только к 6-7 годам мальчикам дарили их первые бриджи — традиция под названием «breeching» служила своеобразным актом превращения во взрослого мужчину.

   Мужской костюм «жостюкор» во Франции, XVII век
Мужской костюм «жостюкор» во Франции, XVII век

А чуть раньше, в начале столетия, когда мужчины стали наездниками, им понадобился новый предмет гардероба — тот, в котором комфортно скакать на лошади верхом. Со временем важным элементом образа мужчины «я на коне» стали брюки. Именно тогда традиционный мужской костюм, каким мы привыкли видеть его и сейчас, стал включать в себя три предмета одежды — пиджак, жилет и, непременно, брюки.

В современном обществе первые попытки посягнуть на неприкосновенность мужского гардероба состоялись только в 1960-е годы. Хиппи представляли себе пример идеального общества, не обремененного заботами о том, что подобает мужчине, а что — женщине, в том числе и в вопросах внешнего вида.
   Мик Джаггер во время летнего концерта в Гайд-парке,1969 год
Мик Джаггер во время летнего концерта в Гайд-парке,1969 год

Главными последователями идеи отказа от одежды по гендерному признаку выступали рок-звезды. Одним из основателей гендерно-нейтральной моды можно считать Мика Джаггера. В умении носить блузки с жабо, кейпы и широкополые шляпы он не уступал даже своей спутнице жизни Аните Палленберг. В историю моды навсегда войдет его знаковый образ в белом платье, надетом поверх брюк клеш в тон. В таком виде певец появился во время летнего концерта в Гайд-парке в 1969 году.

   Дэвид Боуи на сцене «Хаммерсмит Одеон» во время прощального концерта, 1973 год
Дэвид Боуи на сцене «Хаммерсмит Одеон» во время прощального концерта, 1973 год

В начале 1970-х певец Дэвид Боуи изобретает себе сценическое альтер эго по имени Зигги Стардаст – инопланетное существо с рыжими волосами без определенной гендерной принадлежности. Этот яркий образ Боуи просуществовал всего пару лет, однако оставил яркий след в истории моды и всей поп-культуры. Многие из его нарядов, созданных японским дизайнером Кансаю Ямамото, вдохновляют и современные дома моды. Последний раз Дэвид Боуи вышел в этом сценическом образе на сцену «Хаммерсмит Одеон» во время прощального концерта 1973 года.

   Курт Кобейн в платье с белым воротничком во время выступления группы Nirvana
Курт Кобейн в платье с белым воротничком во время выступления группы Nirvana

В те годы любые акты переодевания мужчин в женские наряды воспринимались обществом как бунт против системы — допустим, пример Курта Кобейна из Nirvana с его коллекцией платьев в цветочек, в одном из которых он появился на обложке The Face.

«Покушение» на мужественность

В 1980-х годах, когда Jean Paul Gaultier впервые за всю историю моды облачил мужчин на подиуме в свою версию килта, разразился настоящий скандал. Кутюрье тут же заподозрили в покушении на мужественность. Но дизайнер лишь отмахнулся от общественности.

   Jean Paul Gaultier, 1985 год
Jean Paul Gaultier, 1985 год

«Юбка не делает тебя менее мужественным. Одежда вообще никак не связана с мужественностью — мужественность идет изнутри. Мужчины и женщины могут носить одно и то же — и при этом оставаться мужчинами и женщинами», — заявил Жан-Поль Готье.

   Alexander McQueen, весна-лето 1995
Alexander McQueen, весна-лето 1995

В конце 1990-х годов бельгийский дизайнер Walter Van Beirendonck продемонстрировал в мужской коллекции мини-юбки, надетые поверх «колготок» из латекса. Менять представления о гендерной моде станет одной из главных особенностей всех последующих коллекций дизайнера.

«Я работаю, совершенно не задумываясь, создаю ли я для мужчин или женщин. Ничего общего с кроссдрессингом — просто я вижу полы равными», — сказал дизайнер.

Еще один участник «антверпенской шестерки» Dries van Noten в эти же годы призвал клиентов мужской коллекции бренда обратить внимание на плиссе — носить юбку предполагалось поверх джинсов.

В брошюре к выставке нью-йоркского Метрополитен-музея «Bravehearts: Men in Skirts», которая проходила в 2004 году, говорилось — «Одна из целей этой экспозиции — показать, что никакой естественной связи между предметом гардероба и феминностью или маскулинностью нет, все это не более чем навязанные культурные ассоциации».

В 2010 году бренд масс-маркета H&M включает в лукбук мужской коллекции юбку, что оборачивается многочисленными спорами на просторах интернета — одни называют решение шведского ретейлера «провалом», другие, напротив, берут пример и выпускают похожие коллекции мужской одежды. Конкурентный бренд Zara рискнет поступить подобным образом только восемью годами позже.

На неделе высокой моды в Париже в 2011 году дизайнер Rick Owens сообщает модному сообществу, что придумал мужской костюм-четверку: пиджак, топ, туника и — юбка. Кюлоты, которые легко могли бы сойти за юбку, становятся главным героем коллекции Yohji Yamamoto.

Современные дизайнеры, демонстрирующие на показах мужских коллекций юбки, заявляют — ими руководит желание поставить под сомнение прижившиеся стереотипы. Когда бренд JW Anderson в мужской коллекции FW—2014 показал юбки-шорты и платья с рюшами, дизайнер заявил, что «просто подумал, почему бы не предложить современному поколению гендерно-нейтральную моду».

В 2022 году юбка стала таким же безоговорочным элементом мужского гардероба, как брюки или пиджак. Новые версии этого предмета одежды регулярно показывают многие дизайнеры. В Dries Van Noten и Wales Bonner появились рубашки-туники, а в коллекции Homme Plissé Issey Miyake брюки были настолько широкие, что походили на юбки-макси. Французский бренд A.P.C. выпускает удлиненное худи, которое предполагается носить с короткими шортами — или вовсе без них. У Dior — мужская версия платья-пальто и баски, у Alexander McQueen и Thom Browne — мужского платья из натуральных материалов, а бренд Balmain — туники и майки длиной по колено.

Парни тоже делают это

Юбка замечена в гардеробе многих знаменитостей и инфлюэнсеров. В 2008 году на финале показа Марк Джейкобс появился перед гостями в юбке Comme des Garçons — и с этого момента последовательно нормализует понятие «мужчина в юбке», нося килты. Юбка-карандаш в сочетании с сорочкой или свитером стала для дизайнера почти повседневной униформой.

   Марк Джейкобс на Балу Института костюма, 2012 год
Марк Джейкобс на Балу Института костюма, 2012 год

На гастроли с альбомом Watch the Throne в 2011 году Канье Уэст появился в кожаном килте. Общественность отреагировала мгновенно, заявив, что хип-хоп и юбки несовместимы. В свою очередь Канье Уэст попробовал удалить часть своих фотографий с выступлений из фотобанка Getty Images.

   Канье Уэст на выступлении, 2011 год
Канье Уэст на выступлении, 2011 год

Появление Марка Джейкобса на Балу Института костюма Met Gala в 2012 году было одним из самых запоминающихся выходов года. Дизайнер вышел на ковровую дорожку в кружевном платье-рубашке Comme des Garçons, не оставив под ним ничего, кроме боксеров. Снимок кутюрье мгновенно стал предметом бурных дискуссий. Сам Марк Джейкобс объяснил свой выбор просто — «Я просто не хотел надевать смокинг и выглядеть в нем скучно».

В 2016 году бренд Louis Vuitton снимает в рекламной кампании Джейдена Смита, сына Уилла Смита, одетого в юбку из женской коллекции модного дома. Поклонники актера не сильно удивились, платья и юбки он носит и в повседневной жизни, утверждая, что таким образом борется с буллингом.

«Лет через пять, если мальчик прийдет в школу в юбке, никто не будет над ним смеяться или думать, что с ним что-то не так. Какая разница, во что он одет? Я уверен, что мои дети и следующее поколение будут считать нормальными вещи, которые сегодня нам кажутся неприемлемыми», — рассказал Джейден Смит журналу Nylon.

    Рэпер Young Thug в рекламной кампании Calvin Klein
Рэпер Young Thug в рекламной кампании Calvin Klein

В видео к рекламной кампании Calvin Klein #mycalvins рэпер Young Thug появляется в платье дизайнера Алессандро Тринконе на обложке сольного альбома.

«Ты можешь быть гангстером и в платье, и в широких штанах», — заявляет рэпер.

   Мэттью Риз в черном килте Abraham Moon на MET Gala, 2017 год
Мэттью Риз в черном килте Abraham Moon на MET Gala, 2017 год

Одним из самых продуманно одетых гостей Бала Института костюма Met Gala — 2017, тема вечера — Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between, оказался актер Мэттью Риз в черном килте Abraham Moon. Кроме того, в плиссе поверх брюк на вечере будет позировать фотографам и креативный директор Gucci Алессандро Микеле.

    Билли Портер на церемонии «Оскар», 2019 год
Билли Портер на церемонии «Оскар», 2019 год

Образ Билли Портера на церемонии «Оскар» в 2019 году стал самым обсуждаемым. Актер появился на ковровой дорожке в пиджаке от смокинга и пышном бальном платье, чем вызвал настоящий фурор.

«Женщины носят брюки каждый день. Но стоит мужчине появиться в платье — и это уже катастрофа. Однако мне хватает смелости нарушить статус-кво», — заявил всем хэйтерам Билли Портер.

   Джаред Лето на Балу Института костюма, 2019 год
Джаред Лето на Балу Института костюма, 2019 год

Всего пару месяцев спустя Джаред Лето появился на Балу Института костюма Met Gala—2019 в красном платье Gucci. Актер Вин Дизель в свою очередь пришел на церемонию EMA в кожаной юбке. Рэпер A$AP Rocky, появился накануне перед папарацци в черной кожаной юбке Givenchy. Правда, сочетал ее не с пиджаком и рубашкой, а с укороченной худи и лонгсливом. На самом деле, этот список можно продолжать бесконечно.

Если сделать вывод из всего, сказанного выше, получается, что брюки как атрибут мужского гардероба — в XXI веке не более, чем условность. Самое удивительное в мужской юбке — это то, что она заявляет о развитии внегендерной моды. Вместо того чтобы следовать правилам определенного стиля или идти против них, одежда теперь служит отражением наших личных потребностей и желаний, независимо от пола.

Ставьте 👍 или 👎 в комментариях и подписывайтесь на наш канал, чтобы читать больше интересных материалов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц