Когнитивная терапия бреда в большей степени разрабатывается за рубежом и почти не применяется в России.
Данные зарубежной литературы и мой собственный опыт свидетельствуют о том, что первые несколько сессий должны быть посвящены исследованию темы возникновения бреда, а именно как он сформировался и как был связан с основными биографическими данными пациента.
В дальнейшем, все доказательства подтверждения бреда от наименее к наиболее значимым, с точки зрения пациента, должны быть ранжированы психотерапевтом.
Далее следует опровержение менее значимых доказательств с помощью альтернативных объяснений, обоснование слабости доказательств, к которым прибегает пациент при высказывании идей бреда, тестирование стойкости бредовых идей с помощью поведенческих тестов и экспериментов в реальной жизни.
Самостоятельные занятия более эффективны сразу же после вербальной стимуляции обратных бреду доказательств и после проведения тестов на изменение поведения.