Приходило ли вам в голову, когда вы смотрели фотографии Венеции, что быть гондольером может быть престижно? А знаете ли, почему далеко не каждый может получить эту работу?
Первое упоминание об итальянской гондоле в Венеции датируется в 1094 году, и, конечно же, гондольеры существовали столько же, сколько и гондолы, так что это одна из древнейших профессий в мире.
Может ли каждый стать гондольером?
Нет, для этого нужна лицензия, которая раньше передавалась от отца к сыну, а сейчас ее можно купить, но стоит она как несколько квартир в Венеции. В общем, не каждому по карману.
Но, предположим, лицензия есть, что дальше?
Желающий пополнить ряды гондольеров должен найти опытного управляющего гондолой в качестве наставника, посетить четыреста часов инструктажа, а затем сдать строгий экзамен, который проверяет не только физическую выносливость, но и навыки навигации, знание других языков и, самое главное, знание культуры Венеции и всех ее достопримечательностей.
До августа 2010 года в Венеции не было ни одной женщины-гондольера!
Лицензия всегда передавалась членам семьи мужского пола, и считалось, что необходимая физическая сила слишком велика для любой женщины.
Имеет смысл: большинство каналов Венеции очень узкие, а Гранд-канал — очень загружен.
Это физически сложно, а если вы собираетесь обеспечить своим клиентам плавную езду и не врезать их в стены зданий на некоторых узких поворотах в обратных каналах, надо иметь огромный опыт.
Сколько же зарабатывают представители этой профессии?
Это одна из самых высокооплачиваемых работ в Венеции. По официальным данным, гондольер может получать до 150 тысяч долларов в год, но это лишь приблизительные цифры, ведь все зависит от количества клиентов. Час такой прогулки стоит около 100 евро в час, также часто богатые туристы оставляют щедрые чаевые, и нередко забывают ценные вещи в гондоле.
Конечно, налоги в Европе высокие, но точную цифру заработка узнать налоговая не может, и у гондольеров, как рассказали мне друзья-итальянцы, в домах много наличных денег. Не на карте же их хранить, если хочешь скрыть действительный заработок!
Но хоть и точную цифру узнать невозможно, многие сходятся во мнении, что гондольер может спокойно получать около 500 евро в день. Что для Венеции считается очень много, ведь зарплата в 1500 евро в месяц чистыми - уже хорошая зарплата.
«Они за день могут получать столько, сколько я не получаю за неделю» - сказал мне знакомый итальянец, который работает в супермаркете Венеции. Его зарплата - 1400 евро в месяц, работает 6 дней в неделю. Но хотя бы не платит за жильё, оно досталось ему от родителей, и живет он прямо у главной площади. Но работать гондольером он бы с удовольствием согласился!
Сама лодка стоит достаточно дорого: от 30 до 40 тысяч евро. Сейчас все гондолы в Венеции чёрные, но так было не всегда: когда-то гондолы были куда более красочными, чем сегодня.
Еще в 16 веке владельцы гондол пытались превзойти друг друга своими богато украшенными гондолами, пока не был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были окрашены в черный цвет.
Интересный факт: вы когда-нибудь замечали, что гондола наклоняется в одну сторону? Это сделано намеренно, так как помогает сбалансировать вес гондольера.
Хотите прокатиться на гондоле, но бюджет не позволяет?
Для тех, кто жаждет прокатиться на гондоле в Венеции, но не хочет платить за это огромные деньги, есть более дешевая альтернатива.
Traghetti (во множественном числе от traghetto) — это большие гондольные паромы без украшений (вмещающие 12 пассажиров), которые перевозят людей с одной стороны Гранд-канала на противоположную менее чем за минуту.
Поездка на трагетто стоит всего 2 евро. Конечно, поездка короткая, и вы не получите гондольера в классической соломенной шляпе с лентами, мягкими сиденьями и туристическими услугами.
Принято (но не обязательно) поступать так, как это делают венецианцы, и преодолевать короткое расстояние стоя.
Станции трагетто расположены в восьми разных точках вдоль Гранд-канала, где нелегко перейти по мосту. Желтые дорожные знаки ведут к трагетти, обозначенному маленьким черным символом гондолы.
Расскажите, катались ли вы когда-либо на гондоле? Что думаете о такой работе?