Я на протяжении двадцати лет писал о Петерсене, а вернее о его бессмертном творении – экранизации романа Л. Г. Буххайма «Das Boot». Этот фильм я смотрел много раз. Долгое время он вдохновлял меня на исследование Битвы за Атлантику. Я разбирал его эпизоды, сравнивал их с реальными событиями, давал общие оценки, вникал в суть съемок и сюжета, интересовался актерами и режиссером, конечно. Его «Лодка» была для меня базой, источником знаний и вектором, направляющим мой интерес. Вероятно, Петерсен является одним из немногих людей, которые вдохновляли меня на поиски, открытия и творчество. Очень жаль, что его не стало, но мы не вечны…
Но, по правде говоря, я столкнулся с творчеством великого немца гораздо раньше. Еще в детстве я смотрел в советских кинотеатрах его «Враг мой». Смотрел несколько раз, потому что любил фантастику и смотрел, потому что было интересно. Конечно, тогда я не подозревал, что режиссер этого фантастического фильма удивит меня еще не раз. Да я и имени тогда не запомнил. Но в 2000-м году все изменилось. Я в первый раз посмотрел «Лодку» и меня засосало творчество Петерсена. Да, этот фильм у него не единственный о море. Есть еще великолепный «Идеальный шторм». Герр Вольфганг был мастером морских драм.
Но вернемся к «Лодке». Когда встал вопрос об экранизации романа, Буххайм отмел предложение Голливуда из-за клишированности последнего. Он правильно решил, что про немцев должен снимать немец и согласился на предложение киностудии «Бавария» экранизировать книгу. Сценарий писателя не приняли, так как он не отвечал задачам игрового кино. Но так уж вышло, что Петерсену пришлось снимать два фильма под одним названием. Первый длился три часа и был экшеном, который привлек к себе внимание поклонников кино во всем мире, а второй, шестичасовой, уже прочно занял место в их душах. Кстати, за первый фильм Буххайм Петерсена не любил сильно, но простил ему все после выхода второй версии экранизации.
«Лодка» - это не только сюжет, это многодневный каторжный труд съемочной группы и актеров, которые фанатично делали свое дело, добившись потрясающего результата. Петерсен делал все, чтобы добиться реализма. И он это сделал. Даже ветераны-подводники, которые ненавидели Петерсена не меньше Буххайма за книгу и первый фильм, сменили гнев на милость признав, что шестичасовая версия реалистично отражает рутину похода, атмосферу в лодке, настроение экипажа. А это можно счесть высшей оценкой.
Такой труд не прошел даром. «Лодка» заслужено считается одним из лучших фильмов о войне или фильмов против нее в мировом кинематографе. Это мерило для современных и будущих режиссеров, как надо работать, как надо снимать. Увы, 12 августа мэтра не стало…, но он остался жить в своих картинах.