Поговорим о шаге. Все знают эту избитую фразу : " Шаг - король аллюров." Но ведь действительно, шаг очень важен для лошади. Шаг - первый аллюр который осваивает лошадь появившись на свет, шаг - также и первый аллюр, который осваивает всадник, сев на лошадь. Шаг - четырехтактный аллюр, все мы это знаем, оттого он сложен ритмически. Нет ничего проще, чем сбить лошадь с правильного шага. Залог хорошего правильного шага - расслабление как лошади, так и всадника. Большинство лошадей, здоровых и уравновешенных обладают правильным шагом от природы. Вы можете в этом убедиться, посмотрев на вашу лошадь на свободе - на корде или в леваде. Обратите внимание как она шагает, как выносит плечи, насколько большой заступ делает, как несёт шею. Все это необходимо оценивать у поседланной лошади (без всадника). Если картинка вам нравится, лошадь активна и расслаблена, то единственной вашей задачей верхом будет не испортить шаг. Прежде всего, как уже говорилось, необходимо достигнуть расслабления, доверия между вами и лошадью, это обеспечит свободу движений, плавность и лёгкость. Если лошадь ленится, замедляет шаги, нужно подталкивать шенкелем, до тех пор пока лошадь не покажет нужный темп, а далее лишь сопровождать ее. В идеале, лошадь должна сама сохранять заданный темп, не замедляться и не ускоряться до тех пор, пока не будет подана соответствующая команда. Всаднику обязательно необходимо расслаблять седалищные мышцы и бедра, иначе лошадь потеряет ритм. В тоже время, для торопливой лошади своевременное напряжение и расслабление этих мышц, а также мышц пояснично-кресцового отдела (иначе говоря одержка корпусом) будет подсказкой, как правильно двигаться. Для возбудимой лошади, я бы рекомендовала также делать репризы шага после активного галопа или рыси. Ведь шаг - это ещё и отдых для лошади, а отдых всегда связан с расслаблением. Именно тогда разгоряченная лошадь может показать отличный шаг, и в этот момент надо работать на шагу, хвалить за расслабление и за своевременные ответы на команды всадника. Все выше перечисленное пожалуй имеет отношение больше всего к свободному шагу, то есть практически к шагу без контакта с поводу или с минимальным контактом. Это годится для езд начального уровня или для молодых лошадей. Но в большинстве серьезных езд присутствует шаг собранный, средний и прибавленный. Здесь необходим контакт и проводимось, сбор и активность задних ног. Если ваша лошадь показывает прекрасный свободный шаг, пробуйте переводить его в средний или собранный, мягко предлагайте лошади более плотный контакт с поводом но при сохранении свободы и пластичности шага. Не жертвуйте аллюром ради контакта, возможно лошадь просто не готова к нему. Действуйте постепенно, включайте переходы и остановки в работу, так лошадь быстрее привыкнет к постоянному контакту и не будет зацикливаться на этом. Со временем вы сможете просить у лошади расширять и сокращать рамку на шагу, шагать шире (делать более длинные шаги) и короче, и таким образом освоите все виды шага. Элементы на шагу - это разнообразие в работе и прекрасный способ сделать лошадь отзывчивее, внимательнее, а также гибче и активнее. Начинать следует с простого: остановки и переходы внутри аллюра и между аллюрами, постановления и контрпостановления, вольты, восьмёрки, дуги и петли - все это прекрасно подойдёт для обучения. По мере готовности лошади, следует включать и осаживание.
Когда данный этап пройден, следует переходить к обучению боковым движениям. Начинать можно с поворотов на переду, уступок шенкелю, далее можно включать плечо внутрь, повороты на заду, траверсы, ранверсы и принимания.
Помните, что залог хорошего принимания на рыси - великолепное принимание на шагу, а ровный пируэт на галопе появится не без помощи безупречного пируэта на шагу. Отработка сложных элементов на шагу - это фундамент для их отработки на других аллюрах.
Огромный плюс для всадника в работе на шагу в том, что он может отработать все нюансы буквально "покадрово": сделать один шаг уступки или два шага пируэта, если это необходимо, на рыси и галопе это сложнее, кроме того меньше времени остаётся на то, что бы сделать все вдумчиво. Шаг же проще прочувствовать и сохранить, не говоря уже о равновесии всадника на шагу, естественно, это значительно проще. Я рекомендую, хотя бы иногда задумываться о движении ног лошади на шагу, почувствуйте движение задних ног лошади седалищем, закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям. Запоминайте и будьте внимательны, так вы сможете почувствовать лошадь, научиться понимать ее движение, и сами не заметите как станете синхроннее и гармоничнее с ней.
Бывает и такое, что у лошади нет качественного шага от природы. Лошадь сбивается в иноходь, торопится не всегда по вине всадника. Для улучшения качества шага есть некоторые упражнения, при помощи которых можно исправить ситуацию. Прежде всего, это кавалетти.
Это подсказка для лошади в прямом смысле как и куда ставить ноги на шагу. Причем можно раскладывать кавалетти (лучше не менее четырех) как на прибавленный, так и на собраный шаг. Работать можно по прямой и по вольту, что особенно удобно, тк изменяя диаметр вольта вы сможете изменить и длину шагов. Работа на шлее или резинке под задние ноги, поможет их подведению и активности, работа шамбоне расслабит шею и спину, работа на развязках стабилизирует затылок и улучшит контакт.
Полезной также будет работа в руках и работа под бич с помощником с земли, который будет своевременно поправлять лошадь. Все это необходимо применять в зависимости от того, какие именно проблемы существуют при работе на шагу. Естественно до этого необходимо исключить проблемы со здоровьем лошади или неправильно подобранное снаряжение.
Работая с лошадью не стоит пренебрегать работой на шагу, это также важно, как и остальная работа, если не важнее. Действуйте и анализируете и результат обязательно придет. И помните, элементы на шагу зачастую идут под двойным коэффициентом!