Еще одна причина подсознательного восприятия женщиной своего тела как чужого кроется во взгляде другого. Помните свои ощущения в тот момент, когда на вас пристально смотрят? Приятны ли они вам? Любите ли вы быть под взглядом другого человека или это вызывает у вас дискомфорт и желание спрятаться? Почему мы часто начинаем что-нибудь поправлять в своей одежде, если видим, что нас разглядывают?
Почему мы боимся чужих взглядов
Потому что понимаем: другой человек знает о нашей внешности больше, чем мы сами, как бы парадоксально это не звучало. Другие люди смотрят на наше тело чаще (конечно, в основном в одежде, но и без нее тоже), чем мы сами, видят его как целиком, так и по частям, и разглядывают его пристальнее и тщательнее, чем мы сами.
Хотим мы того или нет, взгляд другого обладает огромной властью над нами и нашим телом. Он как бы формирует наш внешний облик, указывает и на его достоинства, и на его недостатки. Мы, словно в зеркале, считываем во взгляде другого, в первую очередь того, кто нам дорог, как мы выглядим — хорошо или не очень, привлекательны ли мы или отталкивающи. Мы ищем во взгляде одобрения, и, если находим, то внутренне ликуем: «Я прекрасна!». Если же улавливаем в глазах порицание, то как бы мы не были довольны своим внешним видом, мы теряем уверенность в себе.
Например, взгляд другого указывает на то, что я полновата или, наоборот, излишне худовата, хотя до сих пор я считала свое тело совершенно нормальным. Хорошо, если это будет только один взгляд, который можно счесть за недоразумение. А если таких взглядов десятки, от одного человека или от нескольких, неважно. Тогда шанс принять эти взгляды за правду о моем теле значительно повышается. Тогда мне придется либо принять «их» правду и считать свое тело полным или чересчур худым и что-то с этим знанием делать (сменить рацион питания, заняться спортом, провести диагностику здоровья). Либо приложить усилия и доказать себе, что «они» ошибаются, а мое тело нормальное, вот и индекс массы тела это подтверждает.
Как у женщин формируется мужской взгляд
Мы живем в мире, где женщине в подкорку вшивается мысль, что на нее всегда и везде смотрят (спасибо нашей социализации и культурной норме, о которых я писала в двух предыдущих статьях). Она считает, что на нее постоянно смотрят мужчины, т.е. мужской взгляд сопровождает ее повсюду.
Однако фишка состоит в том, что этот взгляд редко принадлежит конкретному мужчине. На самом деле это не столько реальный взгляд, сколько вероятный, воображаемый. На нас не столько смотрят конкретные мужчины, сколько мы смотрим на себя глазами воображаемых мужчин. Этот всепроникающий мужской взгляд в первую очередь принадлежит нам, женщинам. Мы сами оцениваем свою внешность с позиции мужчины, реального, которому мы хотим понравится, или воображаемого, некоего эталонного носителя мужского взгляда — условного Брэда Питта или придуманного «мужчины мечты».
Более того, первые представления о мужском взгляде мы получаем не от мужчин, а от женщин — как правило, наших старших родственниц. Они «рассматривают» нас с позиции привлекательности для мужчин и нам прививают то же мужское видение, тот же мужской взгляд. Так мы учимся смотреть на себя, в первую очередь на свое тело, чужими глазами. Как следствие, мы начинаем чувствовать свое тело не как «мое», а как объект, как то, что нам не принадлежит. У нас складывается четкое ощущение, что наше тело принадлежит другим, что у этих других есть полное право им распоряжаться, а у нас такого права нет.
За что нам должно быть по-настоящему стыдно
Что нам, женщинам, подсказывает, что мы живем под властью взгляда другого? Чувство стыда, если верить французскому философу-экзистенциалисту Жан-Полю Сартру. Для него стыд — верный признак того, что человек находится под взглядом.
Стыд «является признанием того, что я есть тот объект, на который смотрит другой и судит его», — пишет Сартр.
Впервые женщина испытывает настоящий стыд (не смущение), когда понимает, что ее тело не принадлежит ей, что оно отчуждено от нее взглядом другого и принадлежит этому взгляду, что именно он определяет ее тело. Под взглядом другого невозможно уйти от оценок, а когда женщина испытывает стыд, то признает обоснованность этих оценок. Но это стыд не перед другими, а перед самой собой, перед своей свободой за отказ от нее и свое погружение в рабство.
«Поскольку я — объект оценок, которые стараются меня определить, без того чтобы я мог воздействовать на это определение и даже знать его, я нахожусь в рабстве», — констатирует Сартр.
Хотим ли мы оставаться в рабском подчинении у чужого взгляда, решать только нам, каждой из нас. А свобода начинается с малого: научиться смотреть на себя своими глазами. И это самое сложное.
Надежда Ершова
P.S. Благодарю фотомодель и тренера по танцам Vale Voronova-Rodriguez за предоставленные фотографии.
О первых двух причинах отчуждения женщины от своего тела можно прочитать в статьях
#женщины #женскаяпсихология #самопознаниеисаморазвитие #психологияженщины
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!