Найти тему

Почему женщина ощущает свое тело как чужое. Причина 2. Культурная норма

Оглавление

Это длится уже много десятилетий: кинематограф, поп-культура, реклама, СМИ, а сейчас и соцсети — все они диктуют женщинам, как тем надо выглядеть, какое тело будет одобряться, а какое подвергаться острой и беспощадной критике. Никому никаких поблажек. Ни рождение детей, ни наследственность, ни заболевания не оправдывают несоответствие повсеместно тиражируемой телесной норме. «Надо держать себя в форме!», «Нечего себя распускать!», «Надо следить за собой!» — эти и другие, менее доброжелательные «советы» слышат женщины, чье тело выходит за рамки общественного одобрения.

Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов
Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов

Какая у нас телесная норма

Что же такое норма женского тела? Это некий эстетический стандарт, эталон красоты, на который нужно равняться всем женщинам и на основе которого надо оценивать свою внешность. Для разных культур присущи разные представления о женской красоте. Даже в одной и той же культуре эти представления со временем меняются.

Например, в западной культуре, под чье влияние попали и мы, россиянки, телесные нормы женщины за последние сто лет сильно изменились. Раньше, когда развитие общества характеризовалось как традиционное и индустриальное, женское тело в основном рассматривалось как ресурс для воспроизводства населения. Как только общество перешло на капиталистическую стадию, или к так называемому обществу потребления, верх взяла модель стройного, подтянутого, худощавого тела («чтобы ни капли жира, ни-ни»). В первом случае от женщины требовались далеко не худенькие телесные формы, отвечающие ее главной задаче — рождению детей. Во втором — ярко выраженное, подчеркнутое соответствие широко растиражированному стандарту.

Что это за стандарт? Вот как его описывают американские исследователи Майкл Соломон и Гэри Бамосси, авторы книги «Поведение потребителей: Европейская перспектива» (на русский язык не переведена):

«У зрелой женщины соотношение “талия-бедра” — 0,6 : 0,8, форма песочных часов, которая оказывается самой привлекательной для мужчин. Даже если предпочтения по части общего веса изменяются, соотношение “талия-бедра” остается в этих пределах — даже супертонкая модель Твигги <…> имела это соотношение 0,73. <…> Идеал красоты работает как “культурная линейка”».
Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов
Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов

Вы почувствовали, как в этом пассаже женское тело объективируется, насколько оно не принадлежит самой женщине? Телесный стандарт устанавливается не из удобства, здоровья или предпочтений самих женщин, а исходя из степени привлекательности для мужчин. Кем, когда и почему была установлена именно такая норма женского тела — вопросы, требующие отдельного рассмотрения. Здесь я просто констатирую факт: мы, женщины, живем именно в такой телесной норме, и многие, очень многие стремятся к ней независимо от того, позволяет ли их природное тело, их генетическая программа. Описанный стандарт лежит в основе современного культа худобы и стройности, а к женской внешности предъявляются завышенные, порой нереалистичные требования. Об этих несуразных требованиях и о влиянии культа худобы на жизнь женщин прекрасно рассказано в бестселлере Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» (на русском языке есть).

О чем говорит нормативная неудовлетворенность

Как женщине понять, что она находится под сильным влиянием культурной нормы, что ее тело стало для нее чужим, не своим? Через ощущение нормативной неудовлетворенности, того внутреннего «червячка», который непрерывно гложет ее тем, что тело надо постоянно улучшать. Он постоянно указывает ей на ее телесные недостатки и на то, что она непременно должна их исправлять. Его ничем невозможно унять. Чем больше женщина «исправляет и улучшает», тем требовательнее он становится. Он гонит ее в фитнес-клубы, сажает на диеты, морит голодом, отправляет в кабинеты пластических хирургов и ни на день не дает ей остановиться и расслабиться.

Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов
Фотомодель Vale Voronova-Rodriguez. Фотограф Кирилл Коробов

Ему вторят критические оценки окружающих. Любой «желающий», будь то родственник, коллега, знакомый и даже незнакомый человек, в любое время может нелицеприятно высказаться о теле женщины и будет считать себя совершенно правым, ведь он «честно сказал, как есть». А на самом деле он просто озвучил несовпадение природного разнообразия женских тел узкой, однотипной культурной норме. То, что в женщине не принимают другие, начинает отвергаться и ею самой, — так собственное тело становится чужим.

Мы все отравлены этой однотипной культурной нормой, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Каждой из нас хочется быть признанной красавицей, представляя как Тося Кислицына: «Иду я, красивая, по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабее, так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются». Только не стоит забывать о том, что эта норма весьма условна и действует лишь в конкретной системе отсчета, в конкретной системе координат, в конкретной культуре. Как только женщина выходит из этой системы, стандарты меняются. Что же, подгонять тело под новую норму?

Надежда Ершова

P.S. Благодарю фотомодель и тренера по танцам Vale Voronova-Rodriguez за предоставленные фотографии.

#женщины #женскаяпсихология #самопознаниеисаморазвитие #психологияженщины

Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!

Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!