46 народных татарских песен, все они очень разные: лирические, плясовые, шуточные песни, их поют мужчины и женщины и большая часть этих песен звучит под аккомпанемент гармони. Диск вышел в 2011 году.
Можно послушать и на других площадках
Как звучит эта музыка
На первый взгляд она очень близка традиционной китайской, монгольской и японской музыке, потому что строится по пентатонике – пятиступенной гамме, которую используют в Азии. С другой стороны, волжские татары распевают слоги и украшают их так, как это делают индусы, арабы и персы, а в некоторых фразах слышно типичную европейскую мелодику.
Восток и запад в татарской песне
«Наши деды вынесли когда-то из бескрайних степей долгие-долгие напевы. А с берегов извилистых рек принесли они мелодии быстрые и весёлые. Омыв их в водах Каспия и Чёрного моря, освежив ветрами Урала и Кавказа, они завещали их не только нам. Они завещали их всей России. Мелодии дедов, не имеющие конца. Напевы бабушек, звучащие из самого их сердца…»
Так говорил о родной музыке татарский писатель Гаяз Исхаки. Песенное творчество волжских татар представляет собой уникальный сплав певческих традиций древнего Востока и художественных приемов европейской музыкальной культуры. О глубоких азиатских корнях свидетельствует обычай сольного пения с богатейшей звуковой орнаментикой. Исполнитель ведет мелодию, прихотливо украшая каждый слог песни мелкими звуковыми узорами. Искусство мелизматики – украшения напева – почиталось и ценилось как певцами, так и любителями послушать настоящую татарскую песню. Своей вершины искусство орнаментики достигло в жанре озын көй – протяжной песни («Уел», «Сәхрәләрдә», «Иске кара урман»). Протяжная песня стала своеобразным «символом» татарского музыкального искусства, благодаря глубокой лиричности и большой степени самобытности, национальной неповторимости. «Озын көй» считаются наиболее трудными для исполнения, поются исключительно одноголосно и требуют большого вокального мастерства и художественного вкуса от певца.
Своеобразие музыке волжских татар придают пентатоника – пятиступенная гамма, как в китайской, японской или монгольской музыке, обильное украшение слоговым распевом – как в арабской, персидской и индийской песне, и органное звучание аккомпанирующих баянов.
О чем повествует народная песня?
О том, что дорого и близко, о том, чем полнится душа в минуты грусти и веселья. Излюбленная тема – красота родного края: густые леса и ягодные поляны, хрустальный звон многочисленных родников, ясные звезды в синем небе и трели соловья («Кара урман», «Салкын чишмә», «Һавалада йолдыз»). Когда-то, наверное, каждый аул создавал свою песню, посвященную родной земле. Поэтому так часто встречаются напевы с названиями татарских сел: «Карачтау авыл көе», «Өнсә авыл көе». Многие песни именуются просто «Авыл көе» (деревенский напев).
Протяжная песня
Особый жанр одноголосой песни — «озын көй» — произошел от тягучих и плавных мусульманских одноголосных напевов. Такие песни считаются самыми трудными для исполнения, потому что здесь искусство мелизматики — украшения мелодии — достигает своей вершины. Чаще всего такие песни исполняет тенор — высокий мужской голос. Примеры таких песен: «Уел» — по названию одноименной реки и «Сәхрәләрдә» — «В полях».
Гармонь в татарской музыке
Этот инструмент пришел в татарскую музыку только в 19 веке и музыканты немного изменили его под свои нужды: чтобы было удобнее играть пентатонные мелодии. В русской народной музыке этот инструмент используют для пышных аккордов, а в татарской куда меньше аккордов и больше одноголосной мелодии.