Денис Дубровин — о том, какие меры принимает Европа и кто за них заплатит
Жара и засуха в Европе на фоне угрозы энергетического голода, связанного с санкциями Евросоюза против России из-за спецоперации на Украине, грозят европейским странам неурожаем и острыми проблемами для самых основ экономики — в сфере продовольственной и энергетической безопасности.
Рекордная засуха
"В мировом масштабе июль 2022 года стал одним из самых теплых в истории мировых наблюдений, средняя температура примерно на 0,4 градуса выше, чем за период с 1991 по 2020 год, что незначительно прохладнее показателей рекордного 2019 года и чуть теплее, чем в 2016 году. Практически все районы суши в Северном полушарии прогрелись значительно выше средних показателей", — указано в сообщении европейской спутниковой и метеорологической системы Copernicus. При этом в России и Китае эксперты отметили более высокую влажность.
Об аномально высоких температурах воздуха в июле сообщали метеорологические службы Испании, Болгарии, Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии. Даже в Великобритании, расположенной севернее своих континентальных соседей, 19 июля столбик термометра показывал 40,2 градуса по Цельсию, что стало новым рекордом.
Рекордно низкие показатели выпадения осадков фиксировались в Словении (7%, антирекорд за 50 лет) и Бельгии (8%, антирекорд за 137 лет). С такими же проблемами сталкивались и во Франции, Польше и Нидерландах. В Италии из-за засухи возникла угроза опустынивания 25% территории страны.
Экстремальная жара в Европе привела к засухе и пожарам, которые наносят серьезный ущерб экосистемам, создают товарный дефицит, усугубляют инфляционный кризис и уносят тысячи человеческих жизней.
С экономической точки зрения от аномальной жары в Европе в первую очередь, конечно, страдает сельское хозяйство. В результате посевы кукурузы, подсолнечника и кормовых культур в ряде стран сократились на 45–90%. Из-за недостатка воды и кормов во Франции, Бельгии и Румынии прогнозируется сокращение выпуска молока. "Этим летом каждая корова в среднем даст на тысячу литров меньше, чем обычно", — отмечают во французском сельскохозяйственном профсоюзе (FNSEA).
В ряде стран Европы также прогнозируют снижение на 15–50% урожайности картофеля, риса, пшеницы, бобовых культур, сахарной свеклы, тыквы, яблок и груш. Сельскохозяйственные производители Великобритании указывают на неизбежность возникновения дефицита овощей и фруктов. Во Франции и Испании из-за мер по экономии воды ожидают снижения объемов производства вина и оливкового масла.
Обмеление рек и энергетические проблемы
Засуха в Европе также привела к сильному обмелению рек во Франции, Бельгии, Польше, Нидерландах, из-за чего там было ограничено или вовсе парализовано внутреннее судоходство. Но это лишь часть проблемы. Страны ЕС также столкнулись с резким падением выработки энергии на гидроэлектростанциях из-за недостатка воды. И под ударом оказались не только ГЭС. Так, основу энергосистемы Польши составляют угольные электростанции, которым требуются большие объемы воды для полной загрузки мощностей. А снижение уровня рек грозило обернуться массовыми отключениями электроэнергии. О подобных проблемах с выработкой электроэнергии сообщалось и во Франции. Концерн EDF отметил падение генерации на 23% в первой половине 2022 года по сравнению с 2021 годом.
В Бельгии недостаток воды уже вызвал проблемы с охлаждением реакторов на АЭС "Тианж". И это только те случаи, которые попали в СМИ.
Потепление климата?
Рекордная волна жары и засуха, поразившая большинство стран ЕС, хорошо вписываются в нарратив о глобальном потеплении климата. Тем не менее прошлое лето на большей части территории Европы выдалось прохладным — температура была ниже средних климатических показателей, а вместо засухи август отметился проливными дождями и разрушительными наводнениями. Также рекордными по своим масштабам: с десятками погибших и раненых, тысячами разрушенных и поврежденных домов, многомиллиардным ущербом экономике, и в первую очередь — вновь сельскому хозяйству.
Климат меняется, в этом трудно усомниться, если хотя бы иногда выходишь на улицу. Но происходит это совершенно нелинейно, прогнозы явно не дают точных оценок. Вместо монотонного повышения температуры мы сталкиваемся с обострением экстремальных природных катаклизмов, противоположных по своей сути, на одних и тех же территориях. Естественно, этому необходимо противостоять максимально гибко, на всех уровнях жизни общества — от бытовой жизни каждого человека до адаптации целых стран и регионов мира.
Против жары и засухи
Бороться с климатическими проблемами в ЕС в меру своих компетенций пытаются на всех уровнях власти — от советов отдельных городов и деревень до наднациональных структур Евросоюза.
Так, наблюдение за физическим здоровьем людей в условиях жары — задача местных властей, которая редко выходит на уровень государства. На бытовом уровне, через СМИ распространяются советы, как противостоять жаре и охлаждать свое жилище, не имея кондиционера. Создаются горячие линии при службах спасения для оказания помощи или консультирования при обострении различных заболеваний.
В отдельных городах власти создают специальные "кондиционированные зоны", чаще всего в больших спортзалах, куда люди могут прийти и просто провести наиболее жаркую часть дня. Для этой цели также активно используются торговые центры. На улицах раздают воду и включают городские фонтаны... Но лишь при условии, что в этом регионе не действуют ограничения на использование воды.
Недостаток воды
Водное нормирование определяется обычно уровнем выше — руководством провинций, округов и даже национальными правительствами. Самое распространенное ограничение касалось запрета на полив несельскохозяйственной земли, например газонов.
Однако в этом году проблема нехватки воды оказалась настолько острой, что, видимо, усилий на местном или государственном уровне стало недостаточно, чтобы ее компенсировать. Поэтому к процессу подключилась наднациональная исполнительная структура ЕС — Еврокомиссия. Впрочем, в этой сфере она мало что может сделать — только доработать существующие в ЕС нормы использования воды для того, чтобы в будущие годы постараться снизить ее дефицит. В частности, в этом году ЕК начала доработку своей директивы об использовании очищенных сточных вод для сельскохозяйственных нужд (без ее пуска по водопроводам или для питья).
3 августа Еврокомиссия сообщила, что ежегодно в странах ЕС очистные сооружения обрабатывают 40 млрд кубометров сточных вод, из них 964 млн кубометров повторно используется, а остальное сбрасывается. ЕК также объявила о намерении создать законодательные нормы, которые позволят странам ЕС довести использование очищенных сточных вод для нужд ирригации и сельского хозяйства до 6 млрд кубометров, то есть увеличить в шесть раз, что должно частично смягчить проблему нехватки ирригационной воды.
Борьба с пожарами
Лесные пожары — очень острая проблема для ЕС, с которой стабильно каждое лето сталкиваются несколько стран сообщества. На местном уровне вводятся различные запреты и осуществляется контроль за разведением открытого огня (например, костров), а в некоторых случаях дело касается и приготовления барбекю на открытом воздухе. На провинциальном уровне создаются координационные центры по мониторингу ситуации, поиску и локализации очагов возгорания. На государственном уровне предпринимаются усилия по борьбе с крупными пожарами. В случае возникновения действительно масштабных зон в огне (таких как во Франции, Испании или Словении) страна может попросить помощи ЕС. Тогда Еврокомиссия задействует Европейский механизм гражданской обороны, который занимается сбором информации о бедствии и потребностях столкнувшейся с ним страны и координирует помощь, которую могут направить другие страны ЕС, — бригады спасателей, пожарных и врачей, тяжелую, в том числе авиационную, технику, возможно, гуманитарные грузы для пострадавших. Задача Еврокомиссии — обеспечить, чтобы помощь покрывала все потребности и не дублировалась.
Европейская спутниковая система Copernicus также активно используется для выявления новых очагов пожаров.
После ликвидации последствий стихийного бедствия из бюджета ЕС пострадавшая страна может получить средства для восстановления. Обычно дотации ЕС покрывают от одной четверти до двух третей всех расходов, но процесс их получения очень продолжительный. Из-за этого зачастую страна тратит собственные бюджетные средства на ликвидацию последствий, а затем частично компенсирует их за счет евросубсидий.
Энергодефицит
Самая же острая дилемма в этом году — энергодефицит. Причем вызван он отнюдь не погодными условиями, а полностью создан руками самих европейских чиновников. На мой взгляд, здесь произошло наложение сразу нескольких системных кризисов. Например, несбалансированное развитие альтернативной энергетики, отказ от системы долгосрочных и дешевых контрактов с Россией на поставки природного газа при неблагоприятных погодных условиях запустили острый газовый кризис в ЕС еще в августе — сентябре прошлого года. В итоге в 2022 год ЕС вошел с рекордными ценами на газ.
Тем не менее Брюссель сохранил курс на "зеленый переход" с одновременным стремлением снижения закупок российского газа.
Последовавшие за этим санкции против России, которые, в частности, запретили поставки в ЕС российского угля с 10 августа и российской сырой нефти морским путем (трубопроводные поставки разрешены) с 1 декабря, значительно усугубили ситуацию. Обострение отношений, переход к торговле за рубли и противоречия вокруг возврата в Россию турбин для "Северного потока" также привели к сокращению поставок российского газа в большинство стран ЕС.
Таким образом, жара и засуха июля — августа, которые привели к росту энергопотребления и снижению выработки за счет слабого ветра и нехватки воды для ГЭС и охлаждения тепловых и атомных электростанций, наложились на уже существующий энергетический дефицит. Примечательно, что, по данным Евростата, выработка солнечной энергии в первом полугодии 2022 года также стала рекордной в ЕС, однако не только не смогла компенсировать существующие энергопотери, но и цена на солнечную энергию также установила рекорд в силу общей нехватки электричества.
Решение проблемы?
Из того, что мне известно, Еврокомиссия с августа прошлого года не сделала ничего для реального снижения цен на электричество в ЕС, кроме принятия нескольких планов, разрешающих странам сообщества оказывать целевую финансовую помощь наиболее уязвимым слоям населения, чьи счета за электричество выросли в два-три раза. Эксперты приходят к мнению, что проблема могла бы быть решена в кратчайшие сроки простым включением "Северного потока — 2", но на это Брюссель пойти не может, видимо, рассматривая такой шаг как свою безоговорочную капитуляцию. В том числе, по сути, признавая провал всей своей энергетической политики последних 15 лет.
Вместо этого глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель мечутся по столицам мира от Вашингтона до Баку, изыскивая лишний миллион кубометров сжиженного газа по астрономическим ценам или тысячу баррелей нефти. Поездки их пока имеют очень скромные результаты — видимо, лишнего топлива на мировом рынке нынче нет. А если и найдется, то нет достаточного количества газовозов, чтобы перевезти в ЕС нужные объемы.
Сократить потребление
Осознав, что заместить российский газ в кратчайшие сроки физически невозможно, в июле Еврокомиссия придумала план "добровольного сокращения потребления газа на 15% с 1 августа по 31 марта 2023 года". Страны ЕС оперативно утвердили эту инициативу, но предварительно тщательно ее "причесали", включив множество различных исключений, которые на практике, думаю, позволят почти всем странам ЕС найти предлоги, чтобы не исполнять это требование.
Еврокомиссия также активно призывает всех жителей ЕС начать экономить электричество. Например, летом выставлять кондиционер на пару градусов выше, чем привыкли; зимой, наоборот, — настраивать отопление на пару градусов ниже. Впрочем, обязательных норм на европейском уровне в этой сфере пока не введено, здесь каждая страна ЕС может принимать свои меры. В частности, Испания ограничила температуру в кондиционируемых общественных помещениях текущим летом — не должна снижаться ниже 27 градусов.
Сама Еврокомиссия на этом фоне лишь повторяет, что видит стратегический выход из кризиса в полном переходе ЕС на "зеленую" энергетику. В этой парадигме кратный рост цен на электричество выгоден Брюсселю. До начавшегося в 2021 году энергокризиса развитие альтернативной энергетики в ЕС приходилось субсидировать, поскольку она была значительно дороже традиционной. Теперь же она хоть и выросла в цене, но стала дешевле. Таким образом, как мне видится, плату за "зеленый переход" можно в значительной степени переложить на плечи простых европейцев под почти обоснованными предлогами.
Продовольственный кризис
На таком фоне Европу сотрясли манифестации фермеров, труд которых в результате роста цен на энергоресурсы и удобрения становится убыточен — рост цен на продукты питания едва способен окупить их производство. Существует острая потребность либо в дотировании сельскохозяйственной отрасли, либо в снижении налогов. Брюссель из этого процесса фактически самоустранился, переложив проблему на национальные власти стран ЕС.
Нынешняя засуха лишь усугубляет уже существующие кризисные тенденции, чем вовсе ставит целые сельскохозяйственные отрасли в Европе на грань выживания.
Впрочем, ЕС проводит масштабный вывоз зерна с Украины — сухопутным путем. Хотя сам Брюссель обвиняет Россию в "провоцировании голода в мире" якобы путем "намеренного блокирования украинского зерна". Любопытно, что, когда представителя Еврокомиссии Эрика Мамера попросили прокомментировать эту несообразность, он пояснил, что ЕС хоть и вывозит зерно с Украины именно в Европу, но таким образом "облегчает давление на мировые рынки зерна", повышая там количество зерна, доступного для стран Африки и Азии.
Заплатит средний класс
Нынешний климатический кризис лишь ударил в крайне неудачный для Евросоюза момент, усилив накопившийся букет проблем. И именно в тот момент, когда ставшая непредсказуемой климатическая ситуация делает развитие альтернативной энергетики особенно рискованным. Еврокомиссия демонстрирует полную неспособность к маневру, продолжая изо всех сил продавливать "зеленый переход", ставший первопричиной европейских проблем. И она, может быть, смогла бы провести этот энергопереход, если бы сохранила доступ к резервному дешевому топливу из России, которое позволило бы сбалансировать энергосистему ЕС. Но и здесь Брюссель демонстрирует упорство в проведении санкционной политики, которая не дает никакого практического результата.
В целом можно констатировать, что за санкции ЕС против России, а также за провальную энергетическую и продовольственную политику Брюсселя будут платить простые граждане стран ЕС. Причем, видимо, очень дорого. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще в прошлом году предупредил на саммите ЕС в Брюсселе, что бездумные действия Еврокомиссии в сфере энергетики приведут к обнищанию европейского среднего класса, и именно эти слова характеризуют сегодняшнюю ситуацию в европейских странах лучше всего. Средний класс в Европе еще имеет серьезный "жирок" в виде накоплений, которые суммарно оцениваются в сотни миллиардов евро. Эти средства были аккумулированы в довольно безбедные для Европы 1990-е и 2000-е годы и унаследованы от прошлых поколений. Теперь пришло время с ними расстаться? Кто-то же должен оплатить амбиции или недостаток компетенции брюссельской бюрократии.