Однажды царь Пётр Первый город заложил. На отвоеванных у шведов территориях, на Заячьем острове, где Нева разветвляется на два рукава, стали строить крепость Санкт-Питер-Бурх, в честь святого апостола Петра. Вокруг стали строить город, первой постройкой стал небольшой деревянный дом, который возвели всего лишь за три дня.
Домик Петра Первого - первая постройка в Санкт-Петербурге, жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный дом площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня — с 24 по 26 мая 1703. Здесь же 27 мая, на четвертый день после начала строительства прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.
Место для строительства жилого дома выбрали так, чтобы из окна прекрасно было видно, как возводят крепость, и чтобы до реки рукой было подать. Это сегодня между музеем и водой широкая автомобильная магистраль, набережная и шикарный сад, раньше Нева была гораздо шире и воды ее буквально накатывались на основание деревянного строения. Кстати, выглядел дом в первые годы своего существования очень уж по-европейски, несмотря на то, что сделан был из дерева. Собственно, других материалов в то время было и не найти. Об этом рассказала ответственный хранитель музея Домик Петра Первого Надежда Александрова:
– Домик тогда называли «Красные хоромы», потому что он выкрашен красной краской и расписан под кирпич. В 1714 году Петр указал, чтобы все строения из дерева раскрашивались под кирпич. Он хотел, чтобы столица застраивалась в камне, но это было невозможно. Единственный образец сохранился здесь, что удивительно, так как вся история наводнений связана с историей домика. Постепенно, при строительстве и перестройки сооружений, вся территория вокруг подсыпалась, укреплялась . Постепенно образовались эти два сада с ажурной чугунной решеткой. В 1872 году широко праздновался юбилей Петра I, тогда же появилась решетка с позолоченными элементами.
Первые попытки изобразить кирпич на деревянном покрытии делались от руки. Поэтому линии получались жирными и не всегда ровными. Впрочем, сравнивать соратникам царя, которые здесь проводили достаточно много времени, особо было не с чем. А чуть позже кирпичную кладку стали имитировать уже чертежами, выполненными строго по линейке.
– Красный домик с яркими кирпичами был виден издалека. Он покрыт особенными дощечками, которые называются гонт, они окрашены в зеленый. Крышу украшали мортира и две пылающие бомбы из дерева. Был нарядным не только снаружи, но и внутри. Можно было рассмотреть росписи на стенах и наличниках окон. Все-таки домик был царский.
Европейский лоск и сегодня можно увидеть в убранстве сохранившихся деталей. Например, на обычной двери, ведущей из спальни в столовую.
– Самая интересная, на мой взгляд, находка это полотно двери. Голландцы считают, что это интерьер одного из соборов в Делфте.
В первом жилом доме нашего города было всего три комнаты, да и те не сказать, чтобы просторные. Скромная столовая, примыкающая к ней совсем крохотная спальня, которая, кстати, еще и не факт, что ею была, историки предполагают, что это было кухня, где находился денщик, который обслуживал гостей. И третья комната – это кабинет, который тоже не мог вместить в себя много гостей, поэтому часть единомышленников Петра на общих собраниях находилась за стенами дома и наблюдала за происходящим из трех окон, расположенных по периметру. И как гласят легенды, Петр Первый не так часто и бывал в этом доме. Да и не время было отдыхать – шла утомительная Северная война.
Северная война – это один из эпизодов давнего многовекового противостояния России и Швеции. Обе державы стремились установить свой контроль над Балтийским морем. Контроль над приморскими территориями был одной из приоритетных внешнеполитических задач для многих русских царей. Северная война началась в 1700 году и завершилась победой русской армии и подписанием мирного договора лишь спустя 21 год.
Карл ХII смеялся над русским царем, который решил заложить и построить город. Идет война, совсем рядом шведские территории, а он упрямо возводит крепость и жилые строения. Пусть, говорит, строит – город потом будет наш. Но этот город с первого камня, первого дома и по сей день всегда был городом Петра.
– Существует множество легенд, Долгое время считалось, что домик – это русская изба. Когда его отреставрировали, то поняли, что дом похож на шведский. Появилось предположение, что его перенесли из города Ниеншанц. Он здесь рядом, там, где Охта впадает в Неву. Вполне возможно, но памятник молчит, архивы молчат. Это не так важно, на самом деле. Важно, что домик сохранился до наших дней.
Кстати, свой первый план будущего Петербурга царь чертил именно здесь, в своем первом жилище. И по его замыслу никаких мостов, кроме единственного, соединяющего землю с крепостью, быть здесь не должно было. Петр прекрасно обходился и без них, передвигаясь исключительно по воде. Да и ночевал он, как гласят легенды, чаще всего на кораблях, или же в летней резиденции, которая была построена чуть позднее и находилась аккурат напротив домика, только на другом берегу. А лодка у Петра была всегда под рукой, здесь она хранится и по сей день. Надежда Александрова продолжит.
– Лодка хранится в домике с 1725 года. После смерти Петра его личные вещи стали собирать и сохранять. Поместили возле домика, потому что именно то плавательное средство, которое было основным для разъездов по строительным работам. Архитектор Трезини в 1725 году пишет письмо, в котором требует новую лодку, чтобы ездить объектам. Ведь лодку, которую ему давал Петр 1 отобрали и поставили возле красных хором.
Это четырехвесельная лодка – обычное рядовое средство передвижения для того времени. Управляли ею четыре гребца, которые располагались в шахматном порядке, и один рулевой.
– Почему называют верейкой? Это от английского слова лодка. Такие лодки были главными перевозчиками на Темзе. Петр, как известно, бывал в Лондоне, Неудивительно, что они проявились у нас, как удобное манёвренное средство передвижения. До Летнего дворца три минуты, если по воде, все очень быстро. У летнего дворца был специальный гаваец, лодка туда заходила, Петр садился и отправлялся по своим делам. Зимой на буере, лодочка, которая может ехать по льду.
Лодка для Петра была главной ценностью, ведь она позволяла наиболее быстрым способом передвигаться между важнейшими стратегическими объектами того времени. В самом же доме никогда ничего особо не хранилось, да и последователи императора не использовали это здание как жилое помещение. Дочь Петра Елизавета, например, организовала здесь часовню. Так что все подлинные экспонаты, которые можно здесь увидеть, вряд ли находились в домике именно в это время и в этом месте.
В настоящее время в музее экспонируются мемориальные вещи Петра Великого: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками; трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; оттиск руки Петра, сделанного на липецком чугунолитейном заводе. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I
Сам дом, который стал первым жилым строением в городе Петра, сохранился до наших дней, собственно, волею самого Петра. Тогда он поручил архитектору Трезини обеспечить сохранность здания. Талантливый зодчий соорудил деревянную галерею на каменных столбах. Позже ее застеклили, ну а уже до наших дней дошел кирпичный футляр, в который одел домик Петра русский архитектор Роман Кузьмин.
– В домик могут зайти только специалисты. Потому что очень маленькие помещения. Так было и в царское время, все обходили дом, заглядывая в окна. Поэтому он воспринимается как экспонат, как драгоценная шкатулка, в которой есть экспозиция. Какие-то части реставрированы, но эксперты подсчитали, что 40% бревен сохранились с петровского времени. Дверь, рубленная топором, новая и была отреставрирована по проекту Гессена.
Во второй половине XIX века вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены императорской фамилии сажали в нем дубы специальной серебряной лопатой, которая сохранялась в Домике до революции 1917 года. Некоторые из этих деревьев живы и до сих пор. В 1871 году на средства жертвователей участок был обнесен «чугунной решеткой с позолоченными деталями». С 1930 года в домике Петра I открыт музей.