В предыдущей публикации этого цикла (Руки 1, Библейское основание возложения рук для исцеления), я начал поднимать чрезвычайно важную тему - исцеление руками, как было нам завещано Иисусом Христом, и как практиковалось в библейские времена и в жизни Раннй Церкви. Тему эту я надеюсь представить таким образом, чтобы те читатели ОС, которым это надо, которым дано от Бога желание и терпение (а потому - призвание), смогли вернуться к этой благословенной практике и сделаться благословением для родных и близких людей, и изменить мир.
В одной из последующих публикаций я надеюсь вкратце рассказать о том, что стало происходить со мной во время и после одной незабываемой молитвы - с поднятыми руками. Во время той молитвы Господь посетил меня и вложил в руки странную силу. Но цель моя не в том, чтобы рассказать о единичных случаях, а чтобы те, кому надо, кому дано - все сами получили силу. Это и чудо, и процесс - длинною во всю жизнь. Пока вам не надо спешить вставать на этот путь - я на него не приглашаю, и он не для всех. Хотя доступен для всех, но не все встанут на него - потому что он накладывает на человека некоторые серьезные ограничения, ответственность и пр. У всего есть цена. Мы поговорим обо всем подробно - в нескольких публикациях - и постараемся сделать это чрезвычайно практичным.
Но для начала предлагаю сделать первый и важный шаг на этом интереснейшем пути - это молитва с поднятыми руками. Если вы хотите, чтобы ваши руки получили те дары, которые эти руки возвысят - возвысьте руки к Богу в благодарении. И в ваши поднятые к Нему руки Господь начнет влагать то, что надо. Конечно, дело может быть не в молитвенной позе, не в поднятых руках - не только в руках. Бог смотрит прежде всего на ищущего, на славящего Его. Но, если честно, искал я и прежде, искал давно - потому что всегда было желание помочь людям, принести исцеление. Разве не это делал Иисус, и Его ученики, и пророки, и ранние христиане? Разве я сам не был свидетелем, еще прежде, чудесных исцелений? Совершаемых в наше время?
Я с детства искал возможности помогать людям в болезнях. Я сам рос болезненным мальчиком, много времени в детстве проводил в больнице, и тогда уже мне запало в душу стать врачом. И после 8-го класса я пошел в медучилище, окончил с красным дипломом, сделался фельдшером. И лечил людей в военном госпитале. Но там же, в госпитале, я отчетливо понял, что чисто медицинская помощь - мало эффективна. Тогда я стал молиться за больных солдат и офицеров. Делал я это неумело, неловко - сам был только начинающим христианином - это были 1988-89 года. Но разницу заметил сразу. Попробуйте - и вы тоже заметите.
Я, собственно, и в Семинарию-то после армии пошел (а не в мединститут, как планировалось) именно поэтому - потому что поверил, убедился (хотя и на скудном, но опыте), что молитва работает лучше любого лекарства. Вот я и пошел учиться в Семинарию. Но в Семинарии, да потом и в церкви, в служении - вопрос об исцелении молитвой и возложением рук почему-то не рассматривался, и даже считался несколько подозрительным, граничащим с фанатизмом. И потом, когда я стану практиковать возложение рук и молитву за больных - это вызовет бурю негодования...
Но не об этом скептическом отношении к исцеляющей молитве и к возложению рук я хотел бы сегодня поговорить. Я знаю, что большинство христиан разделяют сегодня этот скепсис. Вместо этого, для желающих, по Слову Божию, непрестанно возрастать в благодати Божией, мы открываем рубрику практического христианства - христианства молитвенного, христианства целительного. Зная предвзятое отношение ко мне со стороны формально верующих, я не дерзнул сам говорить на тему молитвы с поднятыми руками - молитвы, которая изменила мою жизнь раз и навсегда - но предоставлю слову человеку православному.
Правда, должен вам сказать, Габриэль Бунге, автор представленного ниже прекрасного материала, принес этот опыт (или, лучше сказать - возрождает этот опыт) в Православие из (1) апостольской и раннехристианской древности; и (2) современной практики среди протестантов, особенно пятидесятников. Сам я мог бы тоже написать об этом, да и писал, но пускай с вами поговорит православный человек, так сказать - свой. Если вы задумываетесь о пути целителя - не ищите больше ничего, не мучьтесь, а сделайте правильный первый шаг: начхайте на то, что вам могут сказать люди, и хотя бы в приватности своей спальни - поднимити руки к Небу, сдайтесь Богу, прославьте Его, и когда вы опустите руки - в них уже что-то будет. Делайте это каждый день - это ваш первый шаг.
Габриэль Бунге (род. в 1940 г. в Кельне ). Отец – лютеранин, мать – католичка. В возрасте 22 лет вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 г. был рукоположен во священный сан. С 1980 г. живёт в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино по древнему бенедиктинскому уставу. Автор книг «Скудельные сосуды: Практика личной молитвы по преданию святых отцов», «Дух Утешитель», «Вино дракона и хлеб ангельский», «Духовное отцовство» и др. В 2010-ом году принял Православие, в которое привнес колоссальный опыт. Хочу поделиться
Молитва с поднятыми к Небу руками
Как мы видели, основная поза молящегося в Библии — стояние перед Богом. Однако отцы не просто стояли, но одновременно простирали руки к небу. Первые христиане, должно быть, считали эту молитвенную позу manibus extensis (с простертыми руками) столь характерной, что охотно позволяли изображать себя, молящихся в этом положении, чему мы находим многочисленные свидетельства в раннехристианской иконографии. Но поскольку это была поза, достаточно распространенная и используемая не только христианами, следует задаться вопросом, какое же особое значение ей придавали христиане.
В то время как язычник — равно, как и отступник — бросался на землю перед идолами (30) и тщетно простирал руки к «богу чужому» (31), поскольку это немое изделие рук его могло помочь ему меньше, чем любой другой человек, верующий простирал руки «во имя» Бога (32), Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет» (33). Так он делал и «ночью», и когда «в день скорби» своей «искал Господа» (34). Он не только «подымает» руки свои, но и «простирает» их (35), когда душа его, «как жаждущая земля» (36) жаждет живой воды от Господа. И так как Бог целиком открылся человеку в Своем Слове, в Своих заповедях, то молящийся — молясь, умоляя — как бы простирает руки свои к этим выражениям божественной воли, которые он «возлюбил» (37).
Жест воздевания рук во время молитвы с древних времен (38) был обычным для человека Библии и потому Христос и апостолы молились, следуя этому обычаю. Так, Павел, например, желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (39). Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя» (40).
Как и возведение глаз к небу, о чем мы будем говорить позднее, так и простирание рук служит выражением доверительного и глубоко личностного отношения твари к своему Творцу. Кроме того, этот жест как бы задает определенное направление молитве, ибо молящийся простирает руки «к небу» как к символическому «месту» Божию, или же к храму, как к месту Его исторически спасительного присутствия среди Своего народа (41).
Христиане, как мы уже видели, сделали еще один шаг вперед, обращаясь не только к небу, но и к «востоку». Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, столь трогательного и с человеческой точки зрения. Вот что писал, например, Климент Александрийский в начале третьего века:
Поэтому /во время молитвы/ мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу» (42), мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу» (43), пренебрегая оковами плоти (44).
Или, если выразить это словами Оригена:
Мы не имеем права сомневаться, что из всех бесчисленных положений тела положение с распростертыми руками и поднятыми вверх очами заслуживает предпочтения, потому что тогда и на теле как бы отпечатлевается образ того особенного состояния, которое приличествует душе во время молитвы (45).
Сегодня часто говорят, что следует «молиться и телом» и потому придают большое значение соответствующим «техникам». Однако отцы имели в виду совершенно иное. Тело отнюдь не существует как нечто самостоятельное, рядом с душой. И то, и другое составляют вместе некое совершенное единство. Человек молится весь, телом и душой, для которой тело становится средством, с помощью которого душа делает видимой свою «особую настроенность», в данном случае свое невидимое само по себе стремление к Богу. И это отнюдь не маловажно, как мы еще увидим, поскольку это «облечение в тело» предохраняет внутренний настрой от растворения в чем-то неопределенном.
Воздевание рук было столь естественным образом связано с молитвой, что в писаниях древних это выражение можно было встретить в качестве простого синонима молитвы. Отцы хорошо понимали, что этот жест отнюдь не был исключительно христианским. Не только евреи, но и язычники простирали руки для молитвы и делали это, не только обращаясь к своим идолам. К примеру, Климент Александрийский совершенно непринужденно рассказывает, что мифический Эак, сын Зевса и образец мягкости и благочестия, воздеванием своих «чистых рук» к небу испросил кратковременный дождь для высохшей земли (46). Однако, в этом, как и в других религиозных традициях, общих всем людям, отцы стремились выделить их особое христианское значение, даже если речь шла о формах, употребительных у народа Ветхого Завета.
Моисей, «иерофант» (47), обратил в бегство Амалика, когда, подражая Христу, простершему руки Свои на кресте, взял жезл свой двумя руками (48). Поэтому и мы победим сатану, если будем простирать руки свои в молитве. Если бы святой Моисей держал прямо свой жезл, не отклоняя его в обе стороны, то разве могли бы его руки отяжелевать так, что Аарон и Ор должны были поддерживать их справа и слева (49). /Поэтому/ особенно помогает моление /с руками, распростертыми/ в форме креста. Ибо таким образом мы получаем благословение от Бога (50), и, в свою очередь, благословляем других. И святой Моисей благословил народ в момент освящения скинии и посвящения его брата в священники, подняв к небу крестообразно сложенные руки (51).
Но не только в истории спасения Ветхого Завета мы находим глубоко укорененным этот жест, значение которого раскрывается полностью лишь в Новом Завете; отцы полагали, что он таинственным образом запечатлен уже в самом порядке творения. Ибо молятся и все ангелы, молится все творение, молятся домашние и дикие животные (52), и преклоняют колени и, выходя из своих стойл и логовищ, не напрасно взирают на небо, подавая голос в соответствии со своими привычками. Да и птицы, поднявшись утром, устремляются к небу, простирая вместо рук крылья наподобие креста и издают звуки, которые кажутся молитвою (53).
Подобным же образом Климент Александрийский усматривал в направлении оси древнейших языческих храмов удивительную, не ведомую самим язычникам, ориентацию людей к истинному «восходу», то есть ко Христу (54). Эта идея «образца» и «исполнения» — глубоко библейская, как это нам показывают Евангелия. Апостол Павел усматривал в событиях и личностях Ветхого Завета «образы» (typoi), «истинное воплощение» которых осуществил только Новый Завет. (55).
В этом смысле в Моисее, молящемся с крестообразно распростертыми руками и таким трудным стоянием победившем Амалика, отцы усматривали образ Христа, крестом побеждающего духовных «амаликитян», то есть бесов. Это хорошо понимают и сами бесы и потому делают все возможное, чтобы заставить молящегося опустить руки, как рассказывает Евагрий «об одном из святых». «Но святой никогда не ослаблял рук, не завершив обычной молитвы своей» (56). Оба очень хорошо знали, что происходит, когда на молящемся запечатлевается образ Распятого.
Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: «Отец мой, по силе моей я совершаю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, пребываю в размышлении и безмолвии, стараюсь соблюдать чистоту /мыслей/, не принимая греховных помыслов. Что надлежит мне еще сделать?» Старец встал и простер руки к небу: персты его соде-лалисъ подобными десяти возженным светильникам. Он сказал авве Лоту: «Если хочешь, — сказал он, — будь весь как огнь!» (57)
Такова «пламенная молитва», как называет ее Евагрий (58) и Иоанн Кассиан (59), что преобразует человека в «ангела» (60), поскольку ангел состоит по большей части из «огня» (61), и освобождает его от всего земного, чтобы сделать его, подобно ангелу, «предстоящим перед Богом» (62). Об Авве Тифое (то есть Сысое) рассказывали, что дух его, если он быстро не опускал рук, стоя на молитве, воспарял к горнему. Поэтому, если случалось, что братья молились вместе с ним, он спешил побыстрее опустить руки, дабы дух его не был восхищен и не пребывал долго /в горнем/ (63).
31. Ср. Пс. 43,21.
32. Пс. 62,5.
33. Пс. 113,11 и след.
34. Пс. 76,3.
35. Пс. 87,10.
36. Пс. 142, 6.
37. Пс. 118,48.
38. Ср. Исх. 9,29.
39. 1 Тим. 2,8.
40. Пс. 140,2.
41. Пс. 10,4.
42. Ср. Пс. 54,7.
43. Ср. Пс. 133,2; Евр. 9,24 и след.
44. Klemens von Alex., Strom. VII, 40,1.
45. Ориген. О молитве, §31 (Цит. изд., стр. 153).
46. Klemens von Alex., Strom. VI, 28,5 и след.
47. Так называли в языческом культе «священника», который должен был показывать и истолковывать сакральные символы и их использование.
48. Исх. 17,9 и след.
49. Nil von Ankyra, Epistula I, 86 (PG 79, 120 D). Ссылка на Исх. 17,12.
50. Ср. Лк. 24,50.
51. Nil von Ankyra, Epistula 1, 87 (PG 79, 121A). Ссылка на Лев. 9, 22.23.
52. Возможно, что Тертуллиан имеет в виду Пс. 148.
53. Тертуллиан, О молитве, 29 (Цит. изд., стр. 306).
54. См. выше, стр. 59-60.
55. Ср. 1 Кор. 10,6.11.
56. Евагрий. Слово о молитве, 106, ср. 109 (Цит. изд., стр. 88.89).
57. Иосиф Панефосский, 5 (Цитируется по изд. «Отечник». Фото-тип, изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 302).
58. Евагрий. Слово о молитве, 111 (Цит. изд., стр.89).
59. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 9 (Цит. изд., глава 15, стр. 332) и во многих других местах.
60. Евагрий. Слово о молитве, 113 (Цит. изд., стр.89).
61. Ср. Пс. 103,4.
62. Ср. Лк. 1,19.
63. Tithoes 1.