Найти тему

Символ России. Прошлое и будущее собора Василия Блаженного

Оглавление

470 лет назад, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, войска Ивана Грозного взяли Казань, победив тем самым своего давнего врага – Казанское ханство.

Спустя три года царь приказал построить на Красной площади храм – самый красивый на Руси. Его уникальное здание сохранилось до наших дней и служит одним из символов России и Москвы. Это собор Василия Блаженного.

Сегодня он входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.

Мощи святого

Сначала – о названии собора. Изначально он освящался во имя дня казанской победы, Покрова Пресвятой Богородицы и поэтому официально называется Покровский собор на Рву (ведь с 1508 по 1814 год по территории Красной площади проходил фортификационный ров). Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых. В 1588 году к Покровскому собору пристроили церковь Василия Блаженного с отдельным входом – там поместили мощи «божьего человека», поклониться которым приходили толпы паломников. Вскоре все здание получило второе имя – собор Василия Блаженного.

Кто построил?

По официальной версии, автор проекта – знаменитый гений архитектуры XVI века Постник Яковлев, спроектировавший также Казанский кремль и храмы в Свияжском монастыре. Работал он вместе с зодчим Брамой. Впрочем, по распространенной теории считается, что соавтора у Постника не было, а «Брама» – это одно из его прозвищ. Существует также версия, что собор построил итальянский архитектор, имя которого до нас не дошло. Это объясняет и то, почему Покровский собор так сильно отличается от зданий, построенных Постником, и то, откуда в храме взялись элементы европейского зодчества эпохи Возрождения.

Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов. Его главные украшения – иконы Богоматери Смоленской XVI в. и Василия Блаженного XVIII в.

Первоначальный вид

Изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав – гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет. Имя автора этой идеи история не сохранила. Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью.

Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах.

Предстоящие реставрационные работы


Не так давно было принято решение о реставрации подпорной стены, ведь от ее состояния зависит и будущая сохранность самого собора.

Также в рамках предстоящих работ запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска: это обеспечит лучшую доступность для туристов, свяжет территорию собора с парком «Зарядье».

#ГлаVгосэкспертиZа