В 1982 году советский режиссер Андрей Тарковский подписал с итальянскими продюсерами контракт на съемку фильма «Ностальгия». Сразу после этого он вылетел на Апеннинский полуостров. В Советский Союза режиссер больше не вернется никогда.
Главную роль в фильме Тарковского сыграл Олег Янковский. По сценарию, главный герой (Андрей) собирает информацию о русском композиторе-крепостном Павле Сосновском, который приехал в Италию для изучения музыки. В ходе своего путешествия Андрей сильно устает от одиночества, замкнутости и тоски по родине, в которую он хочет, но не может вернуться.
Древность античных полуразрушенных храмов и красота фресок эпохи Возрождения настолько приедаются Андрею, что он буквально не может найти себе места на чужбине. Он встречает местного, не совсем нормального, жителя (Доменико), который в свое время на семь лет запер всех членов своей семьи в старой церкви, опасаясь прихода конца света. Доменико вручает Андрею свечу, чтобы тот пронес ее зажженной через древнеримский бассейн. Этот акт с одной стороны должен символизировать примирение католической и православной церквей, с другой стороны — каким-то образом должен способствовать наведению порядка внутри героя.
«Ностальгия» была отмечена тремя призами на Каннском кинофестивале 1983 года, а кадры, в которых Янковский несет свечу, вошла в историю, как одна из самых важных сцен в кинематографе.
Бесконечная, неуютная тоска по родной семье и местам — таким чувством пронизан фильм Тарковского. Как и большинство картин режиссера, «Ностальгия» во многом автобиографична. После съемок фильма Тарковский попросил руководство Госкино СССР разрешить ему остаться в Италии вместе с женой, сыном и тещей еще на три года, обещая после этого вернуться в Союз. Однако советские чиновники не пошли на уступку:
Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент.
Из секретной докладной записки председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша в ЦК КПСС.
Несмотря на запрет, Тарковский и его жена решили не возвращаться в СССР. Он тут же был официально уволен с работы в Мосфильме. Еще через год режиссер официально объявил о своем желании стать «невозвращенцем». На родине запретили показ его фильмов и любое упоминание в прессе.
Я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадёжно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём.
Из письма Андрея Тарковского своему отцу.
Режиссер так никогда и не вернулся в Советский Союз. В декабре 1985 года у Тарковского был обнаружен рак легких. Через год он скончался, успев незадолго до смерти повидать сына, которому разрешили вылететь на встречу с отцом.
«Ностальгия» - это не только фильм о тоске по родине. Он об извечных вопросах: о том, что сильнее — внутреннее в человеке или внешнее в обстоятельствах, о непонимании, возникающим при встрече носителей различных культур, о поисках универсального способа избавления от страданий, о тех, кого мы любим, и о тех, кто любит нас.
В полуразрушенном храме, в котором обитает Доменико, на стене начертана странная формула «1+1=1». Объяснять ее можно по-разному. С одной стороны, когда встречаются двое, они становятся одним целым. С другой, кого бы ты не встретил, ты всегда в конечном итоге останешься один на один с собственным внутренним миром.
Заключительный кадр картины словно обращается к вечному вопросу о том, что первично: сознание или материя, наш внутренний мир или внешнее окружение, в котором мы находимся. Русская деревня, куда так стремится вернуться герой фильма, вдруг оказывается всего лишь внутренней частью древнеримских христианских развалин, в которых Андрей вынужден искать себе место.
Друзья, если вам понравилась статья — поставьте лайк для развития и продвижения канала! В следующий раз мы поговорим о творчестве греческого режиссера Тео Ангелопулоса.
Если «Ностальгия» (++++) Андрей Тарковского пришлась вам по душе, советую посмотреть и другие картины режиссера: «Сталкер» (+++), «Зеркало» (++) и «Жертвоприношение» (++).
К содержанию блога
#андрейтарковский #кино