Нам всем знакомо имя А. Усачёва по его юмористическим стихам и рассказам, особенно о собачке Соне. Но есть у него и ещё одно очень интересное творение.
"Малуся и Рогопед" Андрея Усачёва - книга неординарная. Я давно к ней присматривалась, но всё не решалась купить. Затем мне посоветовала её моя ученица.Это послужило толчком к тому, чтобы я прочитала в интернете первую главу, и тогда содержание увлекло меня буквально с первой страницы.
Начинается книжка как весёлая логопедическая сказка. Маленькая девочка Маруся попадает в мир искажённых слов. Вместо Ромашковой улицы - Ломашковая, по которой бегают мальчишки, которые всё ломают на своём пути. Колова становится нормальным парнокопытное животным,только когда её правильно называют коровой. Каждая глава - это отдельное приключение, которое каждый раз напоминает о священной ценности слова. Буквально одна неправильная буква рождает совершенно другое понятие или даже другого героя. Маруся встречает друзей, и они все ищут выход из этой сказочной страны, но для этого им надо встретиться с Логопедом.
Содержание книги приобретает более глубокий смысл, и мы наблюдаем, как искажённые звуки рождают искажённые судьбы. К примеру, женщина качает в люльке кошку, вместо свой дочки, потому что как-то раз малютку вместо "милой крошки" назвали соответственно без звука"р"...
Малуся и её друзья начинают ощущать, что за всеми этими злыми проделками кто-то стоит. Этим кто-то оказывается Рогопед. Колдун или попросту дьявол,которой создает пародию на мир Божий в вечной надежде превзойти Творца. Имя Рогопед тоже приобретает искажённый смысл от Логопед, в последнем усматривается прообраз на имя Бога. Как видно, повесть гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. При чтении детям взрослым обязательно нужно сопровождать её комментариями. В интернете я наткнулась на множество как положительных, так и отрицательных отзывов. Многим родителям очень не понравилась эта тема с Рогопедом. Кто-то посчитал, что это слишком страшно и странно вводить рогатую чертовщину в детскую книгу. Частично соглашусь. Возможно, нужно было завуалировать образ Рогопеда и не делать его таким явно-дьявольским. Но с другой стороны, сейчас наши дети испытывают такое засилье именно этой завуалированной чертовщины ( многих уже не смущают игрушки убийц Хаги-Ваги в портфелях детей, купленные "заботливыми" родителями, плюшевые сиреноголовые или куклы Монстер Хай, некоторые с рогами,кстати,на голове). Так, что, может быть, и следует ввести такие явные образы зла, как это сделал автор книги "Малуся и Рогопед", чтоб, как говорится, знали врага в лицо или как там.. в физиономию.
Мне книга понравилась. Если её сопровождать соответствующими комментариями, то детям будет большая польза. К примеру, в сюжете прослеживается такая мысль, что весь этот мир - это большая шутка Рогопеда. Он просто пошутил. Эту мысль мы взяли на вооружение. Однажды кто-то из моих старших детей пошутил так, что другому ребёнку было больно и обидно. На мой упрёк, было сказано:
- Ну, это же шутка!
- Рогопедовские шутки у тебя, - сказала тогда я, и все всё поняли.
И шутка тоже может быть злой, и смех непотребным.
Замечательная книга. Я, правда, не произносила слова " дьявол" своим детям, заменяя его на "злого колдуна"," лукавого" и,тем не менее, это произведение о дружбе, о слове и о добре. Оно не вводит в заблуждение относительно зла, разделяя как раз всё на чёрное и белое. Потому что ребёнок ещё мыслит простыми категориями. И чтобы он не запутался, ему сначала следует уяснить хорошенько, "что такое хорошо и что такое плохо". И только потом, в старшем возрасте, можно и про инь-янь поговорить.