Найти тему
Катехизис и Катарсис

Преодоление водных преград

Реки всегда были препятствием для движения. Что в мирной жизни, что при ведении военных действий. Идущая по своим делам армия рано или поздно упрется в водную преграду. Это может быть как естественная преграда, собственно, река, так и искусственная, например, ров рыцарского замка или иные сооружения. В чем же проблема переправиться через реку? А как это сделать-то? Люди плавать-то не все умеют, а может же быть какой-нибудь ноябрь, когда льда еще нет, а на улице уже +5. А если это воины, то они еще с доспехом, с оружием. А телеги снабжения как переправить? Они уж точно плавать не умеют. Значит надо искать брод или мост. Но тут есть нюансы, брод не всегда удобен для перехода крупных формирований, а мостов до недавнего времени было не так-то и много. Это помимо того, что мост является местом, чье расположение известно заранее, а потому противник может легче предугадать движение нашей армии и предпринять меры. При этом чем ближе к нашему времени, тем большую важность стала играть скорость движения армий. Какой же выход? Нужно придумать что-то, что позволит пересечь реку там, где мы хотим.

Древняя история и Средневековье

-2

Предположительно, здесь изображен мост на плавучих опорах

Проблема пересечения водных преград в античности и в средневековье с одной стороны была менее острой в силу значительно меньшей подвижности войск, а с другой – более острой в силу значительно меньшего количества мостов и возможностей по подготовке местности. Вариантов в те времена было немного – захватить мост, найти брод, экстренно построить мост, при желании это можно сделать относительно быстро, если не забыть прихватить с собой инженеров-строителей. Можно также построить из подручных материалов плоты-паромы. Можно, в конце концов, поискать по округе - где есть река, там найдутся и лодки. Более экзотическим способом была переправа на надувных мехах или бурдюках. Я слышал о таких вариантах, однако с моей точки зрения это сугубо тактическое решение – можно переправить отряд, но не выйдет переправить армию. Отдельно я бы хотел сказать о бродах – вообще бытует мнение, что армия совершенно беспомощна, и везде следует только тем условиям, которые есть, не в силах их изменить. Это не так. На самом деле армия активно работает над улучшением условий местности То есть, инженеры-разведчики не будут до бесконечности искать самое удобное место для, например, брода. Недостаточно пологое можно срыть, недостаточно твердое – укрепить, например, фашинами, гатями, камнями.

Новое время

-3

Паромная переправа через Дунай в 1877-м году

Однако, время шло, армии развивались, укрупнялись, становились более организованными. Всё большее значение приобретала скорость передвижения, маневр. Армии становились регулярными, а значит можно было лучше планировать их состав и оснащение. Набирало силу инженерное дело, развивалась промышленность. Были достаточно массово внедрены понтонные переправы. В целом сам принцип построения моста на плавучих опорах был известен и ранее, но теперь были внедрены готовые конструкции. В армии России, например, в ходу был понтонный парк Немого образца 1750-го года, использовавший парусиновые понтоны. Позже он сменился парком Томиловского образца 1868-го года, имевшим открытые металлические понтоны. Понтонные парки также можно было применять в качестве паромов. Например, если необходимо захватить плацдарм, то строить под огнем противника сразу понтонный мост может быть немного несподручно. Противник будет огнем препятствовать строительству, ведь понтонный мост неподвижен и можно сконцентрировать огонь на месте его наведения. Да и не на каждой вообще реке его можно построить, река может быть слишком широкой.

Паромная переправа имеет меньшую уязвимость, чем понтонный мост, так как более рассредоточена и находится в почти постоянном движении. Опять же, потеря одного-двух паромов не приведет к прекращению функционирования паромной переправы, а вот понтонный мост с утопленным понтоном уже работает не очень. Помимо понтонных парков также ближе к 20-му веку появились различные надувные поплавки, которые можно было использовать в качестве наплавного моста, положив сверху настил.

-4

Обратите внимание на двух мужчин, что держат сваи в центральной и правой части картинки. Стоять вот так в ледяной воде, наверное, непросто

В истории остался подвиг французских понтонеров армии Наполеона, построивших мосты через Березину, стоя по плечи в холодной ноябрьской воде. Странновато получается, что понтонеры строят мост, но так уж сложилась история. Понтоны были брошены при отступлении ранее, поэтому остались только понтонеры. Их и пристроили экстренно наводить переправу, с чем они справились буквально ценой собственной жизни.

ВМВ

Ко времени начала ВМВ армии мира подошли с резко выросшими возможностями маневра войск и не менее резко выросшими требованиями к скорости наведения переправ. Добавились к этому также и требования к грузоподъемности. Шутка ли, уже в 1940-м году боевая масса танков, одного из важнейших боевых средств передовых подразделений, перевалила за 20 тонн. В 42-м году она ушла за 25 тонн, в 43-м за 30, а в 44-м в некоторых армиях распространились массовые танки весом в 45 тонн. Все эти машины надо было как-то переправлять.

-5

Тот самый 20-тонный танк Pz.III

Одним из важнейших этапов в развитии средств переправы, как и в целом по армии, была моторизация. Ведь чтобы следовать за наступающей моторизованной армией, нужно обладать высокими маршевыми возможностями. Иначе вышедшие к рубежу реки передовые подразделения будут вынуждены бесконечно ждать подтягивания переправочных средств, а маневр этими средствами станет чем-то на грани фантастики. Многие забывают о банальнейшей вещи – чтобы навести понтонный мост, нужно, чтобы он каким-то образом оказался в нужном месте. А для этого нужно подтянуть понтонный парк – подразделение из кучи машин, обычно колесных. С одной стороны, установка их на грузовые автомобили существенно повысила скорость по сухим дорогам, но и только. Если погода портилась, то можно было очень долго ждать свой мост. В общем, новые требования и новые проблемы. С другой стороны, появилось еще одно важное новшество – для моторизации переправы на воде применялись буксирные катера. Помимо металлических понтонов использовались также наплавные мосты на резиновых поплавках или даже подобии резиновых лодок.

-6

Понтонный парк, установленный на грузовые автомобили

Сами понтонные парки, принятые на вооружение в первой половине 20-го века, тоже были еще далеки от совершенства – понтоны нередко были открытые, их захлестывало водой от близких разрывов, они тонули. Волнение вызывало продольную и поперечную качку, что порой делало невозможным использование переправы. Наводились эти переправы целую вечность, процесс был слабо механизирован, многое, в том числе переноска прогонов весом 220 кг и настилочных щитов весом 80 кг, выполнялось вручную. Понтоны массой 1000 кг порой приходилось передвигать волоком, при этом каждый понтон нужно было еще собрать, он перевозился не целиком. То еще веселье. Понтонный мост самой малой грузоподъемности (16 тонн) из комплекта Н2П наводился за 60 минут на ширину препятствия 170 м. Мост, способный переправлять танки Т-34, – примерно два – два с половиной часа на ширину 106 м.

Однако в те годы использовались не только понтоны. В некоторых армиях получили развитие, например, перевозные готовые мосты. В частности, такой мост активно использовали немцы в частях на БТР. Саперный БТР вез две половинки-колеи моста длиной чуть меньше длины самого БТР. По разным данным он имел грузоподъемность 8 тонн. То есть, с помощью такого моста можно было переправить через ров или небольшую речку БТР (сам БТР мог преодолеть примерно двухметровый ров, а с таким мостом – примерно пятиметровый). Скорее всего по нему смог бы проехать тягач со 105-мм гаубицей, вместе они весят больше восьми тонн, но к моменту, когда на мост въехала бы гаубица, тягач уже с него бы частично съехал. Я также видел, как по двум таким собранным вместе мостам (по две колейных детали на каждую колею) переправляют легкий танк Pz.II весом около 10 тонн.

-7

Саперный БТР с мостом

Курьезным вариантом готового моста был английский танк мост на базе танка Черчилль, который сам мог вставать в качестве моста. То есть, техника передвигалась непосредственно по нему, причем можно было еще эти танки ставить друг на друга, если препятствие было глубоким. Такие средства значительно повышали подвижность мотопехотных и разведывательных подразделений, а в случае с Черчиллем и танковых.

-8

Черчилль едет по Черчиллю, который стоит на Черчилле

Еще одним способом были сборные мосты. Мост из готовых конструкций быстро собирался и не требовал поиска стройматериалов на месте. Сборные мосты можно было использовать как для наведения переправы, так и для ремонта уже имеющейся, например, частично подорванной или поврежденной – кинуть сборный мост через взорванный пролет моста.

-9

Сборный мост, установленный через разрушенный пролет капитального моста в городе Вюрцбург

Еще одним важным нововведением стали плавающие машины. В первую очередь это были плавающие легковые машины – они нашли свое применение и в СССР, и в Вермахте, и в армиях наших Союзников. Это Швиммваген и Форд ГПА. Такие машины помогали в разведке, были полезны для инженерных частей и для переправы передовых подразделений. Можно было организовать с их помощью и первоначальное снабжение, переправить тяжелые пулеметы, батальонные минометы, и уже на плацдарме была не голая пехота. В США также получили распространение плавающие грузовые автомобили DUKW, способные перевозить порядка полутора - двух тонн. Их важной особенностью была колесная формула 6х6 и централизованно регулируемое давление в шинах, что очень помогало при выходе из воды и в целом повышало проходимость. Такая машина переправляла противотанковые орудия, что очень важно, ведь противник будет стараться раздавить защитников плацдарма танками.

-10

Плавающий автомобиль Форд ГПА

Последним важным нововведением ВМВ стали новые виды бронетехники. Советский Союз известен своими плавающими танками. Первые модели были довольно неказисты, слабо вооружены, слабо бронированы, даже слабы как на плаву, так и на ходу, но появившийся перед войной Т-40 уже был большим шагом вперед. Он и плавал уже достаточно хорошо, при этом мог перевозить на себе груз, например, нескольких человек, и вооружен был, помимо обычного пулемета, еще и крупнокалиберным, и даже бронирование его немного возросло за счет увеличения углов наклона некоторых деталей. Разумеется, это не полноценный танк, и при применении его как обычного танка, его ждало фиаско. Но для разведывательных подразделений такие машины могли сослужить хорошую службу, например, помогая переправиться при выходе авангарда или передового отряда на незанятый рубеж реки. Опять же, наличие крупнокалиберного пулемета могло помочь разведке при столкновении с разведкой немецких подвижных соединений, действовавшей на БТР и бронеавтомобилях.

-11

Прототип танка Т-40 на испытаниях

Вторым необычным видом бронетехники были немецкие «танки подводного хода» - Таухпанцер. Сейчас ОПВТ (оборудование для подводного вождения танка) не является чем-то необычным, а тогда это было в новинку. Устройство такого танка подразумевало герметизацию, прокладки в необходимых местах, герметичные накладки и трубы для питания воздухом. Со всем этим добром танк мог ехать по дну реки, полностью погруженный под воду. Немцы применили такие танки несколько раз в ходе кампании 41-го года, причем не только в первый день. Мне удалось найти ответ 3-й тд о действиях в июле 41-го года, причем там танки переправились через Днепр (в не очень широкой его части), вступили в бой, а потом вынуждены были отступить обратно, снова перейдя реку по дну. Особенно интересно было то, что отступил также и танк, имевший боевые повреждения, но оставшийся на ходу – пробоину от снаряда ПТ пушки немцы заделали деревянным чурбаком и замазали какой-то смолой, в итоге танк смог идти под водой.

-12

Танк подводного хода на базе танка Pz.III

Ну и все старые приемы тоже остались в силе – строительство мостов, захват мостов решительным рывком, быстрый ремонт взорванных мостов, броды и вот это вот всё.

Современность

После ВМВ инженерная и переправочная техника получила очень серьезное развитие. Ход войны показал, как важна скорость, с которой движутся армии, корпуса, дивизии и передовые отряды. Насколько тяжелые сражения происходят на переправах и что важно бывает занять плацдарм сразу с выходом к реке, не дожидаясь подхода специальных частей. Уже в годы войны появились пробные варианты плавающих машин, танковых мостоукладчиков, различной инженерной техники, самоходных амфибийных паромов. С завершением войны, когда больше не надо было делать СТОЛЬКО танков, и отдавать этому все усилия, прогресс пошел семимильными шагами. Давайте рассмотрим обзорно, что же такого с тех пор понапридумывали, в основном с упором на нашу армию, так как она в наибольшей степени готовилась к наступательным действиям на ТВД с большим количеством рек.

Плавающие боевые машины

-13

БТР-60

Итак, пойдем в том порядке, в котором это всё используется. Самым первым, разумеется, идет преодоление на штатных плавающих машинах мотострелковых подразделений. Такие машины появились в 50-е и массово распространились в СССР в 60-х с внедрением БТР-60. БТР-ы развивались, обзаводились башней с крупнокалиберным пулеметом (изначально БТР этого не имел, как и крыши), нормальным двигателем, и даже немного нарастили броню. Появились еще более защищенные и сильнее вооруженные БМП. Причем плавающие машины мотопехоты годов до 90-х были в ходу не только в СССР. В США плавали безумно массовые БТР М113, поначалу могла плавать и БМП Бредли. В Германии плавал серийный БТР Фукс. В Советской армии к этому добавились также плавающие САУ Гвоздика и плавающие ЗРК Стрела и Оса, а позже плавающая противотанковая САУ Спрут с полноценной 125-мм пушкой.

Нужно это всё в первую очередь для того, чтобы передовые подразделения могли преодолеть реку сразу как выйдут к ее рубежу в ходе наступления, пока рубеж еще не занят противником или занят очень слабыми его частями. Массовые бронированные и вооруженные плавающие машины справятся с незначительным сопротивлением и смогут завоевать плацдарм, а то и продолжить наступление, не дожидаясь специальных переправочных средств, которые могут очень сильно отстать. Разумеется, эти переправочные средства все равно придется задействовать, чтобы переправить главные силы, танки, снабжение. Вот только плацдарм уже будет захвачен и не придется выгрызать его с боем голой пехотой, переправившейся на чем придется или на лодках. Ведь понтонный мост, например, наводится не в лицо противнику, а на захваченный плацдарм, а его надо как-то захватить.

-14

Американский БТР М113

Важно тут отметить, что неплавающие подразделения БТГр (батальонной тактической группы), авангарда или передового отряда не будут сидеть, сложа руки, а будут всеми силами поддерживать переправляющихся с исходного берега. Танки огнем прямой наводкой, артиллерия – с закрытых позиций, причем артиллерия может продолжить поддерживать переправившиеся мотострелковые подразделения, даже когда они уйдут на 15 км от переправы. А если наступление развивается стремительно, и необходимо захватить важные участки местности, не дожидаясь подхода даже передовых подразделений, то на место будущей переправы может быть высажен вертолетный десант! Он постарается удержать нужный рубеж до подхода передовых подразделений. Причем такие действия имели место и в ВМВ, только десант высаживался с самолетов.

-15

Инженерная машина разграждения буквально только что вынырнула из преисподней

-16

Инженерная машина разграждения разграждает

Разумеется, не нужно думать, что мотопехотный батальон или рота, вышедшая к водной преграде, должны всё делать самостоятельно и за минуту. Военные не исключительно лихим гусарским наскоком прыгают прям с обрыва в воду без разведки. Нет, с ними могут идти разведчики, причем в том числе на специальных инженерных разведывательных машинах, да и сами мотострелки могут более-менее разведать несколько мест для переправы. Там, где места не в полной мере подходят, в ход пойдет инженерная техника, которая может быть придана передовым подразделениям. Я неоднократно слышал, мол, если всё равно придется привлекать инженеров, то всё это плаванье не нужно, типа, можно сразу понтонный мост наводить. Вот только инженерные подразделения бывают очень разные. Это понтонный парк не может идти с передовым отрядом или авангардом, так как он небронирован и отстает в проходимости, а, например, инженерная машина разграждения, на базе танка, с достаточно мощной броней, может. Такая машина позволит подготовить исходный берег – выровнять, устроить съезд, подъездные пути. Помогут в этом и танки с бульдозерными отвалами. Мотострелки и приданные саперы могут улучшить условия, укрепив съезды и выезды с помощью фашин, камней, леса, смотря что есть на местности и что можно заготовить заранее. Даже если машины не могут выбраться на противоположный берег, они могут доставить туда партию мотострелков и саперов, которые взрывным методом подготовят выезд и проведут необходимые работы. Также на плавающей технике и без выхода на берег можно доставить груз – фашины, камни, лес для укрепления выезда.

ПТС

-17

А еще он может копать

Но не только одними плавающими БТР и БМП обходятся боевые подразделения. Плавающий транспортер ПТС может оказать существенную помощь. Это гусеничная машина высокой грузоподъемности и достаточно быстрая на воде. Он отличается проходимостью и бронезащитой кабины, поэтому может следовать непосредственно за передовыми подразделениями, пусть и не прям в их рядах, а значит будет быстро подтянут. При этом спектр условий, при которых он может переправляться и выходить на берег, шире, чем у БТР и БМП, в частности по углу выезда. То есть, он может выйти на берег там, где БТР или БМП не выйдет. Одновременно с этим, ПТС оснащен оборудованием для самоокапывания, что позволяет ему, выйдя на плохо подготовленный берег, не только доставить первую партию работников, но и провести там земляные работы. В общем, обнаружив не совсем подходящий берег, армия не будет стоять, разводя руками, а возьмется за скорейшее его приведение в подходящий вид. И да, это всё ещё намного быстрее, чем ждать подхода понтонов. В дальнейшем ПТС может помочь со снабжением, переправляя тыловые подразделения. Он может перевозить в себе груженый грузовой автомобиль массой до 12 тонн, а обратным рейсом забрать раненых.

ПММ

-18

Паромно-мостовая машина в транспортном положении

Итак, первоначальный плацдарм захвачен, можно развивать переправу. Следующим средством будет паромно-мостовая машина. Ее предшественник – ГСП был, можно сказать, почти что революцией в переправочной технике Советской армии. Шутка ли, это машина, которая сама себя привозит к месту переправы, на гусеничном ходу, то есть с высокой проходимостью, сама раскладывается и сама движется по воде. Паром состоял из двух машин и в собранном виде грузоподъемность его позволяла перевозить тяжелые танки Т-10 массой 50 тонн. Наличие гусеничного движителя – это очень важное отличие, которое позволяет и меньше отставать от передовых подразделений на местности, особенно в распутицу, и меньше иметь проблем со сложными берегами рек. Однако для наведения паромной переправы желательно, чтобы по месту переправы всё же не стреляли хотя бы из стрелкового оружия, поэтому кто-то должен завоевать плацдарм. А как хоть небольшой плацдарм будет завоеван плавающей техникой, ГСП уж переправят танки.

-19

Паром из трех ПММ

Наследником ГСП стали плавающие паромно-мостовые машины ПММ-2М. Два соединенных вместе ПММ перевозят танк, а более легкую технику, в пределах 42 тонн, может перевозить и одна ПММ. Технически можно собрать из нескольких ПММ большой паром, или даже вообще соединить много ПММ в мост. Это может быть важно, если по условиям местности понтонные парки на колесном ходу не могут быть подтянуты достаточно быстро, или их не хватает. ПММ также можно соединять с элементами некоторых понтонных парков. Сама машина раскладывается в паром за пять минут, время сборки парома из трех ПММ – 10 минут. Есть еще более современная машина – ПДП, которая может в одиночку перевозить танк, но она отличается конструкцией – не является паромом сама по себе, а сбрасывает паром с себя в реку (а потом может забрать его обратно).

Понтонные парки

-20

Раскрытие звена понтонного парка после спуска на воду

Ладно, плацдарм завоевали, танки туда перебросили, можно уже и понтоны наводить, чтобы главные силы переправлять. Понтонные парки со времен ВМВ тоже сделали гигантский шаг вперед! В 60-е годы был создан парк, в котором понтон, пролетные строения и проезжая часть были объединены и их не надо было собирать на переправе. Теперь парк представлял из себя сплошную плавучую ленту, состоящую из унифицированных деталей. Каждое звено состояло из четырех понтонов и само раскладывалось на воде, а затем его соединяли с другими такими же звеньями. При этом парк был установлен на большегрузные автомобили повышенной проходимости КрАЗ, что существенно повысило подвижность на сложной местности и уменьшило количество машин в парке. Темп наводки в сравнении с парками времен ВМВ возрос в несколько раз, а трудоемкость наведения уменьшилась раз в двадцать. 60-тонный мост длиной 227 метров можно было навести за 30 минут. Сравните это с двумя с половиной часами у парка Н2П на вдвое меньшую ширину препятствия. Но и на этом наши конструкторы и военные на остановились. Позже были внедрены улучшенные парки ПП-91 и ПП-2005. Они могут наводиться на большую ширину реки, перевозятся более совершенными автомобилями КамАЗ и Урал, а также имеют в составе парка моторные звенья. Если раньше моторными были только катера в составе парка, то теперь еще и сами звенья. Позволяют современные парки также наводить широкие наплавные мосты, допускающие двухрядное движение техники. В случае, если река очень широкая, например, Днепр, то из понтонного парка можно собирать гигантские паромы для переправы разом большого количества техники за рейс. Хотя некоторые понтонные парки позволяют построить мост более чем в один километр.

-21

Переправа по понтонному мосту

Еще одна важная вещь – понтонные переправы порой меняют свое местоположение. Чтобы снизить вероятность уничтожения противником, понтоны можно перенести на запасное место переправы. Как по суше, так и по воде, а в некоторых случаях даже по воздуху – вертолетами. Разумеется, для этого мост разбирается на участки или на отдельные понтоны.

УСМ

-22

УСМ-3 строит мост

Но не может же понтонный мост стоять на месте вечно! Вернее, может, конечно, но армия-то не стоит на месте, ей нужно двигаться вперед или создавать новые переправы. А количество понтонных парков ограничено. Да и на плацдарм желательно навести побольше переправ, в том или ином виде. Один их классических вариантов – построить, собственно, мост. Из дерева. Заготовленного заранее или найденного по месту. Для этого в армии имеются специальные машины – мостостроительные установки. Комплект мостостроительной установки УСМ состоит из двух автомобилей – транспортного и собственно мостостроительного, и расчета из 12-ти человек. В транспортной машине перевозят расчет, поковки, запасной дизель-молот, лодку, мотопилы. На мостостроительной машине имеется подъемный кран и установка для забивания свай с четырьмя дизель-молотами и площадкой для работников. В установке УСМ-2 используются автомобили КрАЗ, а в более современной УСМ-3 – четырехосные Уралы. Такая установка при наличии материалов строит мост с темпом до 12-ти метров моста в час. Да, деревянные мосты выходят достаточно крепкие, как вы видите, две находящиеся рядом машины под 20 тонн веса он держит, ну а в целом грузоподъемность такого моста порядка 60 тонн.

Постройка деревянного низководного моста может быть начата буквально сразу с процессом наведения понтонной переправы. Это позволит достаточно скоро либо дополнить понтонную переправу, либо заменить ее. В таком случае понтонная переправа может быть снята и отправлена в резерв или на следующую по ходу наступления водную преграду.

Сборные мосты

-23

МАРМ — малый автодорожный разборный мост

Разумеется, не забыта и практика использования сборно-разборных мостов из готовых элементов. Например, малый мост МАРМ возводится буквально за несколько часов на длину более 100 м. Грузоподъемность 50 т позволяет переправлять по нему танки. Такой мост строится в полтора раза быстрее, чем деревянный, и не требует поиска материалов, так как все детали присутствуют в комплекте моста. Его также можно при необходимости разобрать и перевезти в другое место. Существуют и более крупные мосты, САРМ и БАРМ. Более тяжелые мосты собираются дольше, но имеют большую длину и возможность собрать двупутный мост большей грузоподъемности.

Механизированные мосты.

-24

ТММ-6 с в транспортном положении

Однако, водные преграды бывают и не очень большие. Было бы странно перед каждой речушкой, оврагом, балкой, или даже каналом останавливаться и ждать, пока приедут понтонеры, мостостроители и паромщики. Сила в маневре, а значит маневр этот нужно обеспечить. В том числе это помогает сделать механизированный мост. Механизированный мост – это готовый мост, поставленный на транспортное средство и устанавливающийся с применением приводных механизмов прямо с машины. В частности, к таким мостам относятся ТММ-3 на базе КрАЗа и модернизированный вариант ТММ-6 на базе колесного тягача МЗКТ. В комплект моста ТММ-3 входят четыре машины, каждая с секцией длиной 10,5 метров. Секции имеют промежуточные опоры и устанавливаются одна за другой, позволяя преодолевать препятствие шириной в 40 метров. При этом однопролетный мост устанавливается буквально за 11 минут. Полный комплект за 75 минут. У комплекта ТММ-6 секции намного длиннее – 17 м, и общая длина препятствия соответственно увеличена. Комплект ММК устанавливается на длину в 40 м, но уже не за 75 минут, а за 45. Грузоподъемность таких мостов – 60 т. То есть, как видите, небольшое препятствие такие машины позволяют преодолеть очень быстро. Но поскольку такие машины небронированные и передвигаются на колесном шасси, применять их можно только по дорогам и вне боя.

Мостоукладчик

-25

Танковый мостоукладчик в процессе раскладывания моста

Что же делать, если препятствие возникло на местности, прямо перед идущими в атаку танками и мотопехотой, когда противник уже стреляет? Выручит танковый мостоукладчик. Это механизированный мост с секцией еще большей длины, уже даже трехсекционный, установленный на бронированное шасси танка. Более старый вариант на базе Т-72 позволял преодолеть препятствие шириной 18 м, более современный на базе Т-90 – уже порядка 23 метров, при этом проезжая часть моста шире, а время установки – меньше, чем у предыдущего варианта. Этот мост ставится за 2,5 минуты. Разумеется, и установка, и снятие моста с погрузкой на мостоукладчик выполняется без выхода экипажа из машины. Такая техника позволит танкистам не вставать в ходе атаки перед речкой, оврагом, каналом, балкой, противотанковым рвом или эскарпом. В том числе в условиях применения ядерного оружия.

ОПВТ (Оборудование подводного вождения танка)

-26

Танк преодолевает реку по дну

Последний, и, наверное, самый сложный из способов, о котором я бы хотел рассказать, - это преодоление водных преград по дну. Этот способ кажется многим палочкой выручалочкой, но в реальности не так много мест, где это можно осуществить хотя бы относительно быстро, так как требуется не только вменяемые въезд и выезд, или работы по их созданию, но и тщательная разведка и подготовка трассы – дна реки, по которой поедет техника. Там и грунт должен соответствовать, и глубина, и рельеф, и не должно быть всякого мусора, типа деревьев на дне. Нужно либо искать очень хорошо подходящее место, в том числе с обследованием водолазами, либо проводить большую работу по подготовке трассы. Не говоря уж о подготовке техники. Однако, в некоторых случаях, если навести иную переправу быстро нет возможности, а местность позволяет, можно переправить и по дну, и примеры использования этого в реальных военных действиях есть, как минимум в ВОВ.

Инженерная подготовка

Но не только сами средства переправ важны. Я уделял этому внимание в разделе про плавающую технику, но важно повторить. Практически любой способ переправы более-менее крупного количества техники подразумевает большую работу инженерных подразделений. Это не просто – кинул понтон и все поехали. Там же подготовка подъездных путей, участков разгрузки, въездов и выездов, подготовка запасного места переправы и запасного створа. А ведь еще укрытия для личного состава, места сосредоточения автомобилей после разгрузки. В общем, работы много! Причем, порядочно работы будет и если никакой переправы не строится, а река преодолевается вброд. Брод – это не просто взяли и поехали, там и работа с дном реки, выравнивание, укрепление, и устройство съездов-въездов. В общем, переправа – дело сложное.

-27

Армии стран участниц Холодной войны всерьез планировали воевать с применением ядерного оружия на поле боя и даже проводили учения с применением такого оружия. На фото американские учения

Вооруженные силы СССР неплохо осознавали опыт ВМВ, который предоставил колоссальное количество преодолений водных преград. Армия получила технику и научилась делать это быстро и решительно. Разумеется, необходимость в таком количестве и разнообразии средств была связана не только с возросшей маневренностью подразделений. Еще два важнейших фактора оказывали свое влияние. Европейский ТВД, на котором ожидались действия в потенциально возможном крупном конфликте, изобилует реками. Их нужно как-то преодолевать. Но зачем делать это столь быстро? Всё дело в том, что одной из ключевых задач армии на случай полномасштабного конфликта было в максимально короткие сроки пройти сгорающую в ядерном апокалипсисе Европу и достичь западного побережья. С тем, чтобы успеть туда до того, как там начнут высаживаться американцы. Поэтому действовать нужно было очень быстро, и вставать перед реками никак нельзя. Особенности ядерного конфликта добавили еще один способ преодоления водных преград – ядерный удар по руслу реки выше по течению, что вызывало временное обмеление реки, позволявшее переправить технику. Но это уже совсем другая история…

Илинич Виталий.

https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.

https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.

https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.

https://vk.com/dogx2. Специальный паблик по Второй Мировой войне.

Поддержать автора добровольным пожертвованием:

Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258