В детстве я не ходила в садик. Со мной сидела бабушка, Евдокия Григорьевна. С целью хоть как-то обуздать детскую энергию, она усаживала меня учиться читать. Мама рассказывала мне потом как она один раз наблюдала процесс обучения - сама я этого не помню. Сидим мы с бабушкой за столом, передо мной яркий букварь. Бабушка показывает мне буквы:
«Вот это буква Л, это буква У. Повтори, Василисушка.»
Я покорно повторяю: «Л» «У».
«Молодец, а теперь вместе Л да У - что получается?»
«Л ДА У, бабушка».
«Да нет же, Васёна. Л да У будет ЛУ, повтори.»
«Л ДА У будет ЛУ.»
«Вот молодец. А теперь Н да А - что будет?»
«Н ДА А, бабушка!»
Терпение бабушки лопалось, она брала сказки, сажала меня на колени и, держа книгу передо мной - там же картинки - начинала мне читать, водя пальцем по строчкам. А я и довольна.
Как-то к моим родителям пришли друзья. Принесли мне в подарок книжку русских народных сказок, с яркими картинками. Я открыла книжку и, водя пальцем по строчкам - как бабушка - стала читать. Мамина подруга очень удивилась - она у вас уже читать умеет? Мама говорит - да откуда, с бабушкой читали, запомнила. Память у меня и правда была хорошая, сказки детские, короткие. Нет, - говорит подруга - она дословно читает и останавливается на переносе слова. Мне было 4 года.
Стали проверять, подсунув мне взрослую книжку. Я читала. Не все слова правильно - сложные попадались, но читала. Так бабушка невольно все же научила меня читать.
До школы мы с бабушкой перечитали кучу детских книжек. Заодно уже я научила читать своего друга детства и соседа Бориску. Бориска, в отличие от меня, ходил в садик, а вечером приходил к нам в гости, и мы играли в школу. Я была учительница, а он ученик. В результате Бориска раньше всех детей в группе научился читать. Его родители были в восторге - вместо уговоров и ругани сынок сам брал книжку.
Многие книги я прочитала раньше, чем полагалось по возрасту. Помню, что, читая «Три мушкетера», никак не могла понять, что такое «г-н» и «г-жа». Может быть, вам попадалась эта книга с подобным переводом? А спросить боялась, потому что взяла «мушкетеров» в библиотеке тайно, не показав родителям, и прятала книжку от них. А библиотекарю соврала, что мама просила взять. В мамин формуляр и записали.
Читать я люблю до сих пор. Причем, не вижу разницы между бумажными и электронными книгами. Почему-то у некоторых считается, что читать бумажные книги это высокоинтеллектуально, а электронные - это так, баловство, типа игрушки в телефоне. Во всяком случае, сталкивалась с таким мнением несколько раз. Но тексты же одинаковые - что на бумаге, что на электронном носителе.
А бабушка, Евдокия Григорьевна, вместе со мной перечитала все книги, необходимые к прочтению по школьной программе. Даже Достоевского. У нее в молодые годы, да и потом, пока дети не встали на ноги, была очень тяжелая жизнь, не до чтения. С внучкой наверстывала.