Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Спиртное рабочим не продавать! Как на Канонерском острове создали первое общественное пространство

Канонерские мастерские. Канонерский судоремонтный завод. Фото начала ХХ в.
Канонерские мастерские. Канонерский судоремонтный завод. Фото начала ХХ в.

В начале XX века петербуржцы приезжали сюда для прогулок и развлечений. Интерес к нему появился после открытия в 1885 году Морского канала, когда порт из Кронштадта перенесли на соседний Гутуевский остров.

Общество финляндского легкого пароходства пустило рейсы между городом и портом. Пароходы ходили от Летнего и Александровского садов, а также с Васильевского острова. Пользовались ими работники порта и горожане, желающие увидеть, что там происходит.

В 1912 году общество задумало превратить Канонерский остров в место для гуляний, ведь «петербуржцам положительно некуда деваться летом, в особенности в конце апреля и в мае месяце, когда весь Петербург не может еще разъехаться на дачи». А на острове был чудный морской воздух, обилие воды и полная тишина.

Напротив Угольной гавани торговый порт безвозмездно предоставил часть дамбы длиной 200 погонных саженей. На острове высадили тополя, сделали несколько аллей, устроили площадку для игры в крокет и гимнастических упражнений.

Желающие покататься по взморью могли воспользоваться лодками. Была и небольшая купальня для мужчин и женщин. В 1914 году появился тир для стрельбы из воздушного пистолета, а также павильон для «моментальной фотографии».

Более того, для развлечения публики приглашали военный оркестр. А чтобы оградить семейную публику от «нежелательного элемента, как то рабочие с судов и хулиганы», часть территории отделили забором.

Пользовался популярностью и здешний ресторан. С одной стороны из его окон было видно море с закатами и силуэтами плывущих кораблей, с другой — пейзаж большого порта. Любопытно, что арендодатель поставил условие: спиртное рабочим не продавать!..

Бывал здесь и Александр Блок.

В записной книжке 31 мая 1914 года поэт упоминал: «Я еду на Канонерский остров». Вероятно, до центра города он добирался именно на «финляндчике» — так в народе называли суда, принадлежавшие Обществу финляндского легкого пароходства.
На фото один из пароходов «Финляндского легкого пароходства» на Фонтанке. Общественное достояние.
На фото один из пароходов «Финляндского легкого пароходства» на Фонтанке. Общественное достояние.

В условиях военного времени 1916 года обслуживание маршрута становилось убыточным. Порт закрыли для иностранных судов. Пароходное движение по Морскому каналу прекратилось, а вместе с этим петербуржцы лишились одного из мест для гуляний в черте города.

По материалам рубрики «Наследие» автора Евгении Диюк.

Читать также:

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.