Выделенные правительством 20,7 млрд рублей поддержат спрос на автомобили в России и на некоторое время помогут загрузить работой производителей. Эксперты ВШЭ полагают, что со временем наладятся поставки зарубежных комплектующих, а место западных компаний займут китайские. Но главная задача — создать собственное производство по собственным технологиям.
Ситуация: По данным Росстата, за первые 6 месяцев 2022 года в стране было произведено 281 тыс. штук легковых автомобилей, что составляет только 38,2% от прошлогоднего уровня. В свою очередь, агентство «Автостат» приводит данные продаж по итогам 7 месяцев: за этот период в России приобретено 387 712 новых легковых машин, что на 58,5% меньше, чем в январе — июле прошлого года. Правда, в июле рынок новых автомобилей показал рост в 9% по отношению к июню текущего года, но в целом его объем составил 35 583 автомобилей, что в 4 раза меньше, чем за тот же месяц прошлого года, подсчитали в «Автостате».
Сократилось и производство грузовиков — их было выпущено 70,4 тыс. штук, что составляет 82,3% по отношению к первому полугодию 2021 года.
Как сообщает сервис «СберАвто», средняя стоимость нового автомобиля в июне — июле текущего года в России составила 2,3 млн рублей, подержанного — 1,1 млн рублей. Это ниже, чем в мае, когда средний чек составлял 2,4 млн рублей и 1,15 млн рублей соответственно.
Решение: В середине июня министр промышленности и торговли России Денис Мантуров по итогам совещания у главы государства по вопросам развития автопрома сообщил журналистам, что принято решение о выделении 20,7 млрд рублей на поддержку спроса на автомобили. «Была поставлена президентом задача обновить стратегию развития автопрома за два месяца, чтобы окончательно определиться с мерами поддержки, в том числе на ближайшую трехлетку», — сказал министр. На автокредитование направят 10,2 млрд рублей, программы льготного лизинга получат 4,9 млрд рублей, также правительство профинансирует скидки на электрический транспорт на 2,6 млрд рублей и газомоторную технику на 3,3 млрд рублей.
Денис Мантуров добавил, что необходимо реализовать инициативу в ближайшее время, чтобы простимулировать рынок продукцией, важной как для физических лиц, так и для малого и среднего бизнеса.
Как будет развиваться российский автопром?
Говоря о долгосрочных трендах развития российского автопрома, ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики ВШЭ Михаил Кузык констатировал, что все зависит от глобальной экономической ситуации и соблюдения режима санкций компаниями, которые их ввели. «Существуют прогнозы, что санкции с нами надолго. Однако опыт Ирана показывает, что наиболее жесткий режим соблюдается первое время, примерно около года, — говорит эксперт. — Далее сторона, на которую накладываются санкции, начинает находить различные способы их обойти, а сторона, наложившая санкции, смотреть на это сквозь пальцы. Неформальное, но фактическое ослабление санкционного давления можно ожидать в перспективе 2–3 лет, соответственно, это облегчит и ситуацию автопрома с поставками каких-то компонентов».
Продолжение материала читайте на HSE Daily.