Найти в Дзене

Как чурбан и шишка развивают ребенка: методика Штайнера

Оглавление

Пожалуй, это самая необычная методика развития ребенка из тех, о которых мы успели вам рассказать.

История

Вальдорфская педагогика возникла в начале XX века. Ее основателем стал немецкий мыслитель и философ Рудольф Штайнер, который проповедовал антропософию (философское течение о духовной природе человека как источнике познания всех других явлений). Первая Штайнеровская школа была открыта для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астония». Отсюда и более известное название — вальдорфская педагогика. Последователи Рудольфа Штайнера, напротив, уделяют первостепенное внимание именно эмоциональному и духовному развитию личности ребенка.

В чем суть

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. Внимание уделяется тесной связи с природой и нравственному развитию ребенка. Лучшей воспитательной средой считается окружающий мир, где нет никаких специальных пособий. Используется то, что находится вокруг. Игрушки необычные. Роль кубиков и строительного материала выполняют поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры. У самодельных кукол и зверушек отсутствуют лица. Все это необходимо для того, чтобы максимально развивать творчество, фантазию, воображение малышей. Главное требование к игрушкам, предметам обихода и интерьера — никакой химии и синтетики, только натуральные природные материалы. Даже лепят из воска, заменяя им пластилин. Ребенку дозволено все, его никто не критикует и не оценивает.

Чем занимаются малыши в вальдорфских детских садах?

Игрой на флейте, эвритмией (особой системой ритмических упражнений под музыку), пальчиковой гимнастикой. Большое внимание уделяется развитию ремесел (ткачество, керамика), творчества (особенно театральному искусству). В таком детском саду ребенка специально ничему не обучают. Он обучается сам, подражая взрослому и проводя свои собственные эксперименты.

Сомнительные моменты

Развитие интеллекта малыша-дошкольника у вальдорфцев не во главе угла. Более того, оно категорически запрещено. По классическим вальдорфским канонам обучение ребенка чтению, письму, математике должно начинаться не раньше 12 лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир ребенка. Маленьких вальдорфцев максимально отгораживают от большого мира со всеми его проблемами, стрессами и цивилизацией. Телевизор и компьютер запрещены. Хорошо это или плохо? Но известно, что у воспитанников вальдорфских садиков и школ возникают проблемы с общением вне стен школы или сада. Слишком уж отличается антропософия от реалий этого мира. Не станет ли жизнь в нашем не совершенном мире слишком тяжелой для малышей, выращенных в подобных «тепличных» условиях?

Рациональное зерно

Можно взять на заметку игрушки из природных материалов. Детям не навязывают готовый образ, а предлагают превратить обычную ветку или шишку в абсолютно любой предмет для игры. Взяла малышка еловую шишку, повязала ей платочек — вот и кукла! Почему бы наряду с готовыми игрушками не попробовать поиграть такой необычной поделкой? Да и всяческие виды рукоделия развивают и творческое начало ребенка, и мелкую моторику его рук. Приобщение к театральному искусству может пригодиться в выстраивании коммуникаций и приобщить к прекрасному!

#методикиразвитияiqstep #iqstep #steppuzzle #степпазл #дети #развитиеребенка #играемвместе #игрыдлядетей #настольныеигры #развивающиеигры