Найти в Дзене
Герои и битвы

"Сметали все живое, пленных не брали, на потери не смотрели": безумная атака, воскресившая старые заветы русской конницы

Эта атака длилась всего около 10 минут. За это время русская армия в Польше была спасена от угрозы оказаться в огромном "котле". Цена - жизнь каждого второго кавалериста с пикой и шашкой, бросившегося в лоб на винтовки, пулеметы и артиллерию, а также уважение врага, пережившего ужас этого боя.

"Полевым галопом неслись на нас всадники. Можно было уже разглядеть их дикия, темныя, сарматские лица и острия страшных пик. Ужас овладел нами; волосы буквально стали дыбом" - из воспоминаний немца, участника боя, состоявшего в 341 пехотном полку

В самом конце июня 1915 года немецкие войска начали операцию, целью которой было взять в окружение крупные силы русской армии в Польше. Мощный удар атакующей стороны привел к тому, что гвардейские части германцев вклинились на стыке позиций 1-го Сибирского и 1-го Туркестанского армейских корпусов. Под угрозой оказались фланги русской пехоты. Так как времени для ожидания подхода стрелковых полков не было, командование бросило к месту прорыва кавалерию.

3 (16) июля у деревни Нерадово в бой пошла 2 бригада 14 кавалерийской дивизии (14-й гусарский Митавский и 14-й Донской казачий полки), около 1500 бойцов. Всадники разделились на три линии. Полковник гусаров А.И. Вестфален пожал на прощание руку полковнику у донцов А.А. Карнееву, который выразил надежду на то, что они еще увидятся. «Безусловно, увидимся, но где? Здесь или там?» - ответил Вестфален, указывая на небо. Атака началась. Оба полковника пошли в первой линии.

Шел дождь, но лошади уверенно шли по абсолютно открытой местности, на которой колосилась высокая, густая рожь. Всадники атаковали молча без криков "Ура". Немцы ударили навстречу из пушек 3 легких и одной тяжелой батарей, но снаряды большей частью ложились уже за несущейся вперед кавалерией. Не смотря на ураганный огонь врага, русские кавалеристы развертывали свои порядки четко и слажено, образцово - как во время смотра. Немецкая пехота, находившаяся в развернутых боевых порядках, ощетинилась винтовками и пулеметами, германцы стреляли умело - первая линия русских сразу потеряла всех офицеров. Однако это их не остановило. Гусары и казаки смерчем влетели в немецкие позиции и начали рубить и колоть. Пленных и трофеи не брали.

-2

Приведем подробные воспоминания об этом бое на одном из участков атаки, оставленные немецким пехотинцем (текст довольно длинный, так что можно его пропустить, но на наш взгляд это очень интересные и ценные сведения, достойные обширного цитирования):

"В то время, как мы собирались и готовились к обороне, появились внезапно ... группы лошадей, как будто без всадников ... две, четыре, восемь ... все в большем и большем числе ... Тут вспомнилась мне вдруг Восточная Пруссия, где мне уже приходилось сталкиваться с казаками, и я закричал "Стреляй! Казаки! Казаки! Конная атака!". В это время раздавались крики: "Они висят на боку лошадей! Огонь! ...". Кто только мог держать винтовку, не ожидая команды, открыл огонь. Кто стоя, кто с колена, кто лежа. Стреляли и раненые ... Открыли огонь и пулеметы, осыпая атакующих градом пуль ... Всюду адский шум.
Теперь мы могли яснее рассмотреть противника. Справа и слева ... появлялись всадники в сомкнутых строях, рассыпались, как развязавшийся сноп, и неслись на нас. В первой линии были казаки, повиснувшие на боку лошадей, с пиками в руках. За казаками - гусары с обнаженными шашками ... Нас атаковало ... около двух эскадронов. Впереди скакали с высоко поднятыми шашками два офицера, один на белом, другой на караковом коне. Эти подробности до сего времени живы в моей памяти.
Позади нас на пригорке стояли в сомкнутых строях резервы. Ими открыт был поверх наших голов огонь, причем часть пуль, к несчастью, попадала и в наши ряды. Мне и сейчас слышаться крики: "Огонь! Огонь! Беглый огонь!" Затем команды: "Лечь! Встать! Принимай их в штыки!". И все в это время стреляло так, что стволы винтовок раскалялись ...
Полевым галопом неслись на нас всадники. Можно было уже разглядеть их дикие, темные, сарматские лица и острия страшных пик. Ужас овладел нами; волосы буквально стали дыбом.Охватившее нас отчаяние подсказывало одно: стрелять до последней возможности и как можно дороже продать свою жизнь. Направо подавалась офицерами команда "ложись"! Непосредственная близость грозной опасности заставила всех, кто мог вскочить на ноги и приготовиться к последнему бою.
Однако, наш ураганный огонь косил мчавшуюся навстречу своей гибели русскую кавалерию. Уже видно было замешательство в ее рядах. То здесь, то там высоко поднималась на дыбы и опрокидывалась лошадь; попав под пулеметный огонь в упор, падали или спрыгивали с подбитых лошадей всадники, лошади закидывались, падали, неслись, взбесившись, не слушая повода, в разные стороны, внося беспорядок в собственные ряды. Лишь немногим удалось дойти до нас. В нескольких шагах от меня казак пробил пикой моего сотоварища; пронзившее предплечье острие волокло его, пока не упал с лошади пораженный несколькими пулями русский кавалерист ... Некоторым удалось проложить себе путь сквозь нашу цепь; они доскакали до наших резервов и нашли там свою гибель ...
Эта страшная атака была отбита. Казаки и гусары пожертвовали собой во имя спасения своей разгромленной пехоты. Потери их были огромны ...Несмотря на наш успех, не сразу мы пришли в себя, слишком велико было наше нервное напряжение, слишком сильно подействовали на нас то, что мы пережили ... В этот день мы прониклись уважением к русской коннице".

Немцы разбились на небольшие кучки-каре и отстреливались во все стороны, нанося русской кавалерии большие потери, на которые казалось никто не обращает внимание. Русские шли только вперед, уничтожая все вокруг. В самой деревне Нерадово располагался германский пулемётный взвод. Подпустив гусаров на 50 шагов, немцы открыли кинжальный огонь, в котором погиб полковник Вестфален и многие офицеры. Однако кавалеристы влетели в деревню и началась рубка. Немцы стреляли из окон, из-за построек и заборов.... Местами дело доходило до рукопашного боя с кавалеристами, лишившимися лошадей. В это время к деревне подоспела русская пехота и штыками выбила противника из Нерадово.

-3

За эти минуты кавалерийская бригада лишилась почти всех офицеров и около половины состава, причем 1 линия атаки потеряла больше 80% людей. Ошалевшие от яростного боя кавалеристы, не имевшие никакого резерва, по инерции неслись вперед, атакуя встречающиеся им немецкие позиции. 2 эскадрона казаков, вылетевших на позиции немецкой батареи и пехотного полка, практически полностью погибли. Другая часть более удачно вышла в тыл немецкой пехоте, теснившей русскую пехоту и заставила врага отступать, бросив завоеванные позиции.

Главным результатом боя у Нерадово было то, что казакам и драгунам удалось опрокинуть 50-ю резервную дивизию германцев, отбив 3 населенных пункта, и уничтожив первые две линии построений немецкой пехоты, прорвав во многих местах и третью. Атака кавалеристов на 5 часов полностью остановила активное продвижение немецких войск. Отступавшие русские пехотинцы приободрились, беспорядочное отступление перешло в планомерный отход с минимальными потерями и закреплением на новых позициях. Местами русские части в зоне прорыва немцев пошли в контрнаступление.

Десятки офицеров и рядовых получили за этот бой георгиевские награды,
в т.ч. Георгиевский штандарт (гусары), а Верховный главнокомандующий назвал описанные события "атакой, воскресившей старые заветы русской конницы".

Основной источник статья: А.В. Олейников. Подвиг кавалерийской бригады // Известия Лаборатории древних технологий. Том 13. № 2. 2017.