Критика современных учебников и ностальгия по старым учебным пособиям бывают вполне обоснованными. Но часто это просто отказ принять то, что ново и непонятно. В этом смысле ворчащие люди очень напоминают пожилых граждан, которым в силу возраста частенько всё новое кажется вражеским и вредительским. Давайте попробуем более честно оценить, действительно ли такие задания - глупость и бред, не имеющий ничего общего с хорошим образованием.
Способы познания мира
Представьте, что вам нужно объяснить дорогу гостю города. С большой долей вероятности вы попробуете сопроводить свой рассказ схемой или рисунком (открыть карту в приложении, показать маршрут на схеме). То, что вы делаете, в дидактике (науке о том, как эффективно учить) называется принципом наглядности. О его существовании человечеству точно известно с XVI в., а о чем-то подобном люди начали подозревать явно раньше.
У малышей поначалу развивается предметно-действенное мышление. Чтобы понять, с чем они имеют дело, новую вещь обязательно надо схватить, ощупать, в идеале - облизать и укусить.
Постепенно формируется мышление более высокого уровня - наглядно-образное. Рассказ должен обязательно сопровождаться иллюстрацией или другим наглядным материалом. Иногда можно вообще отказаться от рассказа, достаточно создать визуальный образ. Это ведущий тип мышления в начальной школе.
Ближе к подростковому возрасту начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, благодаря которому становятся понятными схемы, таблицы, объяснения с условными обозначениями и формулы.
Кто ты будешь такой?
Несмотря на наличие таких этапов, даже взрослые люди могут сохранять приверженность ранним формам мышления.
Есть же те, кто обязательно должен пощупать, потыкать палочкой, понюхать и облизнуть? Это кинестетики. Их ведущий канал восприятия об окружающем мире - тактильный контакт и манипуляции с предметами.
Те, кто ничего не поймет, пока не увидит или не нарисует - визуалы. Для них главный источник информации - то, что они видят.
И есть аудиалы - никакие наглядные пособия без словесных пояснений для них недостаточно информативны.
Свой ведущий тип восприятия можно с помощью специальных тестов. Вот два варианта он-лайн:
- тест Лиз Бартоли (10 вопросов),
- тест Ефремцева (48 вопросов).
Чему учат в школе
В старых учебниках принцип наглядности реализовывался через иллюстрации. Кстати, многие из них были черно-белыми. Часто школьники дополняли такую монохромную реальность, раскрашивая рисунки в учебниках и книгах. Рисунок + текст соответствовали потребностям визуалов и аудиалов, которые в своей совокупности составляют большинство людей. При этом интересы кинестетиков, доля которых среди взрослых не превышает 5-8%, игнорировались.
Среди детей процент тех, кто продолжает познавать мир в движении, выше. Но в советской школе этот факт в принципе не принимали во внимание. Нужна была военная дисциплина, абсолютное подчинение, причем воспитывалась лояльность к такой технологии обучения и воспитания с яслей. Поэтому больших вопросов ни у кого не возникало. Советские учебники, безусловно, хороши и продолжают быть эффективными для большинства детей. Но не для всех.
Еще одним интересным явлением является изменение возрастных рамок и растягивание перехода от одного вида деятельности к другому, от одной формы мышления к другой.
Первоначальной деятельностью ребенка становится манипулирование с предметами, которое постепенно переходит в игру. Она сохраняет за собой положение ведущей деятельности, пока ей на смену не придет деятельность учебная, а затем - трудовая.
Советские педагоги были убеждены, что к 8 (максимум 9) годам ведущей деятельностью должна стать учеба, а игра отходит на второй план. Игра на уроках была исключительно дидактической, и тезис "учимся, играя" оставался детском саду.
Сейчас игровые технологии создают условия, в которых человек (независимо от возраста) даже не осознает, что он учится в процессе игры. Он просто играет, а знания и навыки формируются как бы параллельно игровому процессу. Поэтому учеба как ведущий вид деятельности часто не формируется ни к 9, ни к 12 годам, иногда и в 15 сосредоточенное занятие учебой, а не игрой, вызывает жесточайшее отторжение.
Убеждение многих родителей что "рисование - это развлечение, а не учеба" благополучно выравнивают отношение к подобным заданиям. Особенно, если у родителей хватило такта и мудрости, чтобы такие упражнения не критиковать, считая бесполезными, а поддержать мысль о том, что они позволяют немного переключиться с серьезной учебы на творчество.
Так что любые творческие задания формата "нарисуй", "раскрась", "вырежи и приклей", "сделай модель" - это и развитие прикладных навыков, и забота о них, о кинестетиках. Которых, кстати, изначально намного больше,чем 5-8 %. В начальной школе примерно четверть детей предпочли бы кинестетический способ познания. Просто многие из них адаптируются "под визуалов", когда не получают достаточной возможности познавать мир предпочтительным для них способом.
Задания формата "нарисуй" прекрасно подходят и визуалам. В хороших учебных пособиях авторы предлагают оптимальный подход: напиши ИЛИ нарисуй. Такая формулировка дает альтернативу выбора и учитывает специфику абсолютно всех вариантов ведущих каналов восприятия.
Посмотрите, как выполнили одно и то же задание по окружающему миру дети с разными ведущими каналами восприятия.
Кстати, обратите внимание: работа второго ребенка показывает очевидные трудности с пониманием содержания задания или с планированием своих действий. Надо привести не менее трёх примеров в каждом столбце. Из-за крупного рисунка еще 2 варианта не поместятся. Если бы задание выполнялось письменно, проблемы с пониманием текста были бы не так очевидны.
Не всегда и не все творческие задания сформулированы удачно. Но в большинстве своем они или имеют альтернативный вариант выполнения, или действительно помогают лучше понять учебный материал. Как это работает? Поразмышляем об этом в следующей части статьи:
Вы определили свой тип восприятия? Как относитесь к творческим заданиям?