Экскурсия «Казанский вокзал: под защитой Зиланта» будет посвящена истории здания Казанского вокзала в Москве. Построен он был по проекту Алексея Викторовича Щусева в 1913–1940 годы. Мы поговорим о связи здания вокзала с архитектурой кольцевой станции метро «Комсомольская» и оценим интерьеры Казанского вокзала, которые по-прежнему поражают. В том числе нам предстоит изучить и те помещения, в которые обычные пассажиры попасть не могут.
Текст: Дмитрий Чериков
Для того, чтобы предстоящая экскурсия была еще более интересной, предлагаем 10 фактов о Казанском вокзале — удивительном транспортном сооружении, которое с полным основанием можно назвать шедевром московской архитектуры. Историческое значение монументального создания не поддается сомнению — это широко распахнутые объятья столицы, принимающей дорогих гостей города.
1. В первые годы после открытия вокзал назывался Рязанским и выглядел иначе – это было совсем другое здание.
2. Чтобы построить вокзал, пришлось осушать болотистую местность, а протекающую неподалеку речку Ольховец убирать в трубу.
Полная программа пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта. С посещением смотровой площадки»
3. В отличие от большинства остальных городских вокзалов, которые как бы встречают приезжающих, располагаясь перпендикулярно путям, Рязанский вокзал строился вдоль путей, что свойственно больше проездным железнодорожным станциям, а не конечным пунктам.
Особенности строительства были связаны с необходимостью вписать здание вокзала в складывающийся ансамбль Каланчевской (ныне – Комсомольской) площади, где уже были построены Ленинградский и Ярославский вокзалы.
4. Вокзал в нынешнем виде – творение архитектора А.В. Щусева.
Главная башня вокзала – собирательный образ башни Казанского кремля Сююмбике и башен Московского Кремля. На вершине башни «живет» Зилант – это мифологическое существо из татарских легенд и сказок, размещенное на гербе Казани. Зилант на башне Казанского вокзала выполняет роль флюгера.
5. Обычно на вокзалах на главной башне расположены часы, но на Казанском вокзале для часов построена отдельная башенка.
Искусствоведы видят в ней венецианские мотивы – часовая башня на площади Сан-Марко похожа по архитектуре, а ее часы также украшены знаками Зодиака. Кстати, знаки Зодиака можно увидеть и на часах вокзалов Симферополя и Сочи, куда уходят поезда с Казанского вокзала.
Полная программа пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта. С посещением смотровой площадки»
6. Еще одна башня – Царская – расположена не на Комсомольской площади, а со стороны Рязанского проезда.
В Царской башне открыто выставочное пространство, которое можно посетить в ожидании поезда.
7. Одним из самых впечатляющих залов Казанского вокзала был ресторан.
Ильф и Петров, кстати, бывшие сотрудники железнодорожной газеты «Гудок», шутили, что он настолько большой, что может поместить в себе весь Ярославский вокзал.
7. Электрички в далекие времена дали Казанскому вокзалу своеобразный криминальный флер.
В 50 — 70-х, особенно в 80-х годах Казанский вокзал, его пригородные электрички считались одними из самых хулиганских мест столицы, ведь именно с «Казанки» ехали в такие знаковые населенные пункты Подмосковья, как Люберцы, Малаховка, Быково.
8. Но сейчас Казанский — это сама интеллигентность. Здесь есть даже специальный зал для игры в сквош
Полная программа пешей экскурсии «Казанский вокзал: Под защитой Зиланта. С посещением смотровой площадки»
9. Рядом с Казанским вокзалом располагаются Центральный дом культуры железнодорожников, а также универмаг «Московский», построенный специально «под вокзалы».
Прямо к Казанскому вокзалу примыкает универмаг «Московский». Он построен в 1983 году исключительно «под вокзалы».
В советское время около 90% всех железнодорожных маршрутов в стране были с пересадкой в Москве. Огромный «Московский» у вокзалов разгрузил залы ожидания и нашел занятие для транзитных пассажиров: в эпоху тотального дефицита время между отправлением своих поездов они проводили в очередях за обувью, хрусталем, коврами и, естественно, колбасой.
А москвичи в советское время нередко ездили на Казанский вокзал за дынями, грушами, виноградом – эти южные лакомства нелегально привозили проводники поездов из Ташкента и Душанбе.
10. В советские времена Казанский вокзал закрывался позже других. И об этом пел Высоцкий.
Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере.
Кстати, в строках «Песни черта» «Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем» Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.