Найти тему
Филателия.Ру

Кот Бегемот и марки о нём

Год юбилея Булгакова принес много новых публикаций. А узнали ли мы что-то новое об образе загадочного кота Бегемота? Ученые не перестают искать истоки этого образа и его прототипы. Кот Бегемот обладает каким-то особенным отрицательным обаянием, разгадать которое пытались многие исследователи. И как хорошо, что он воспроизведен на нескольких марках.

Когда роман Булгакова наконец вышел в СССР, читатели были поражены необычностью стиля произведения и колоритностью героев. Но они были шокированы ещё и образом загадочного черного кота по имени Бегемот, который гулял по Москве и совершал разные совсем не кошачьи действия. Разве так бывает? И что может быть общего у кота с бегемотом? Но в 1967 году читатели были ещё не избалованы мировой фантастикой, и появление такого персонажа на страницах советского журнала было настоящим шоком.

Журналы сразу же стали редкостью, и по стране прошел слух о существовании книги, где действует очеловеченный кот. Этому верили далеко не все… Некоторых читателей кошачий образ даже отвлек от религиозно-философского смысла романа. Счастливые обладатели журналов давали их почитать друзьям на одну ночь…

-2

Бегемот по Булгакову – это крупный очеловеченный кот, умеющий ходить и говорить. По натуре он плут и интриган. Он служит Воланду, то есть самому дьяволу. Вроде бы, такой демонический персонаж должен быть очень грозным, но его мирная фраза “Сижу тихо, починяю примус”, став крылатой, резко опростила образ Бегемота. И художники, рисующие кота с примусом, не раз заставляли читателей улыбнуться.

-3

Ещё смешнее Бегемот с вилкой в руках. На вилку он подцепил соленый грибок. Благодаря булгаковскому гению кот стал страшен и забавен одновременно. Тайна его обаяния коренится в многогранности образа. Поэтому у издателей марок есть большое поле для творчества. А пока мы видим этого персонажа на марках СССР, России, Сьерра Леоне и Сербии. Хороший урожай для такого необычного персонажа!!

-4

Есть мнение, что прототипом кота Бегемота был собственный кот Булгакова Флюшка. Но его образ подвергся трансформации, обогатился чертами мифологических персонажей. Известно, что одним из источников, которыми пользовался М.Булгаков при создании романа, была книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Именно там писатель нашел образ бегемота – уродливого чудища, несущего зло.

-5

Был у Булгакова и ещё один авторитетный литературный источник – книга М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904). Сохранились выписки, которые Михаил Афанасьевич делал из этой книги и искал колоритный образ для воплощения демонизма. А имя Бегемот в Священном писании было символом уродства. К тому же это животное связывали с силами зла, с воплощением демонической энергии. Колдун и дьявол – вот функции этого загадочного персонажа. Но Булгаков наделил Бегемота ещё одной важной функцией. Фантастический кот ещё и шут.

Булгаков отлично знал мировую литературу и частично использовал стиль плутовского романа. Кот Бегемот – это ещё и плут, умеющий плести козни. Плут должен обладать обаянием, чтобы произвести впечатление на жертву. Необходимо, чтобы его обманы были убедительными. Именно таким обаянием и наделяет своего персонажа автор романа.

-6

На Булгакова мог повлиять заглавный герой романа великого немецкого романтика Э.-Т.-А. Гофмана «Жизненные воззрения кота Мурра».  История про кота, который выучился читать и писать, и книга которого попала в типографию, является одним из самых искрометных произведений немецкого романтизма.

-7

Кот Бегемот не баловался литературным творчеством, но если бы захотел, он вместо ремонта примуса мог бы колоритно рассказать о своих многочисленных приключениях. Кота Мурра художники обычно рисуют с пером в лапе, а Бегемота – с примусом или с вилкой, на которую насажен солёный грибок.

-8

Можно предположить, что Булгаков вдохновился образом черного кота, созданного выдающимся швейцарским художником Теофилем-Александром Стейнлейном (1859 – 1923). Он придумал эмблему в виде черного кота для парижского литературного кабаре «Черный кот», созданного французом Родольфом Салисом. Эта эмблема произвела очень сильное впечатление на парижан. Кот стал символом литературной богемы, если не символом всей французской культуры в целом.

-9

Лаконичный рисунок полюбился не только завсегдатаям кабаре, но и тысячам любителей искусства во всём мире. В этом коте было много магии и мистики. Но видел ли его Булгаков? Об этом история умалчивает, но по описанию Бегемот очень похож на стейнлейновского кота. Творчество Стейнлена представлено на марках, хотя пока однобоко.

Но нельзя не упомянуть и другого очень крупного художника – Обри Бердслея (1872 – 1898). Его знаменитый графический лист «Черный кот» – иллюстрация к одноименному рассказу Эдгара По давно стал графическим символом, кочующим из одной книги в другую. В знаменитом рассказе кот по кличке Плуто стал жертвой хозяина-садиста. Когда герой рассказа убил свою жену и замуровал тело в стене, кот выдал преступника громким мяуканьем, ибо тоже оказался замурованным в стене рядом с хозяйкой.

Бердслей умело срифмовал образ убитой женщины и сидящего у неё на голове кота-обличителя. Фронтальное расположение убитой с котом на голове поразило читателей. Композиция была репродуцирована сотни раз далеко за пределами Англии, художники многих стран копировали этот сюжет с изменениями.

Предположительно Булгаков видел этот шедевр графики, и не здесь ли один из истоков образа знаменитого кота?

-11

Известно, что черный кот Бердслея за короткий срок стал образцовым примером изображения мистического и таинственного, а заодно и злого кота. Английскому иллюстратору подражал крупнейший мастер ужасов в изобразительном искусстве итальянец Альберто Мартини. Именно он первым начал использовать приемы Бердслея для изображения нечистой силы, но так энергично акцентировал тему уродства, что читатели пугались.

Булгаков наверняка держал в руках журналы эпохи модерна, в которых были изображения черных котов, и мог видеть иллюстрации не только А.Мартини, но и многих других мастеров символизма вплоть до художника-юмориста Льюиса Уэйна. А точный прототип кота Бегемота по-прежнему является загадкой.

Художники полюбили кота Бегемота и создали целую галерею его образов. Но ведь есть ещё и кино.

-12

В новейшей киноверсии романа «Мастер и Маргарита», которая выходит в 2023 году и над которой работает режиссер Михаил Локшин, кота Бегемота, к сожалению, не будет совсем. Тем интереснее, как поступали с этим необычным персонажем кинематографисты предыдущих эпох.

Вспомним 1960-е годы. Шла подготовка к 50-летию СССР и говорящему коту-демону не было места в планах постановщиков. Но это не смутило режиссеров. Роман Булгакова сразу же после выхода в свет стал проситься на экран, и так или иначе встал вопрос о кинематографическом воплощении. Но как воспроизвести на экране кота, который ходит по Москве?

-13

В самой первой экранизации 1972 года, созданной югославским режиссером Петровичем, кота вообще нет, и это очень обедняет фильм (впрочем, в картину вошла антисталинистская песня Б.Окуджавы про черного кота). Но уже в ленте 1994 года, созданной Юрием Карой, роль Бегемота сыграл Виктор Павлов – выдающийся советский артист.

Режиссер решил, что в одной из сцен будет действовать настоящий кот (правда, он не был полностью черным), ещё один эпизод потребует использования куклы-кота, и, наконец, во всех остальных сценах будет действовать хорошо загримированный В.Павлов. Этот фильм долго ждал своего часа и вышел на экраны лишь в 2011 году, лишившись некоторых эпизодов. До сих пор не утихают споры о том, какая версия считается эталонной.

-14

Фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005 год) широко обсуждался критиками и зрителями. Образ Воланда вызвал неоднозначные мнения. Да и был ли Понтий Пилат таким старым, каким показал его М.Ульянов? К обсуждению подключились литературоведы и богословы. Страсти накалились. Священнослужителям не хотелось видеть на экране обаятельного Сатану. Фильм Называли Евангелием от Воланда. Вызвал нарекания и Бегемот. Разве может исчадье ада быть таким обаятельным?

-15

Но кот полюбился зрителям. Его сыграли лилипут Вано Миранян и известный кинематографист Александр Баширов. Был подключен и настоящий кот из числа тех, с которыми работает знаменитый Юрий Куклачев. Понадобилась существенная и кропотливая работа компьютерщиков, которую ушла огромная часть бюджета фильма. В результате упорного труда многих специалистов и появился новый образ кота.

И это персонаж с большим будущим, в том числе и филателистическим будущим. На сегодняшний день популярность кота Бегемота является просто фантастической. Его образ создали в живописи и графике десятки художников. И везде он разный. Одни иллюстраторы подчеркивают плутовской характер образа, в то время как другие концентрируются на магии и мистике.

-16

Коту Бегемоту в последнее время посвящают все больше авторских малотиражных открыток. Ему поставлены памятники в Киеве и в Москве. Отметим также, что существует мнение, будто образ черного кота в фильмах Л.Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию» подсказан именно котом Бегемотом. И чёрный кот, словно состоящий в родстве с Бегемотом, является сюрреалистическим образом. В конце фильма он говорит зрителям: “Чао!”.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте