Необходимость срочного импортозамещения в этом году стала для застройщиков огромной проблемой. Но не для всех. Некоторые компании поиски новых строительных и отделочных материалов ведут уже не первый год. Для них это нормальный рабочий процесс, не связанный ни с какими внешними катаклизмами. О том, зачем они это делают и где находят интересные новинки, которые могут порадовать покупателей новостроек, рассказала Наталья Бунина, руководитель департамента сопровождения проектов компании «Донстрой». Ее портал МосДольщик.рф встретил на августовском бранче «Недвижимость: перезагрузка», который 11 августа 2022 года провел ИД «Коммерсантъ».
Зачем застройщики ищут альтернативные стройматериалы даже в экономически спокойные времена
– Мы еще с 2016 года развиваем свою партнерскую программу, систему взаимоотношений с производителями материалов и оборудования. Предпосылок для ее создания было две.
Во-первых, в компании и у клиентов всегда был высокий запрос на качество – как строящихся домов, так и окружающей инфраструктуры. Мы понимали, что посредники между производителями и конечными потребителями – это всегда плохо. Поэтому мы последовательно выходили на прямые отношения с поставщиками и производителями, минуя генподрядчиков и генпроектировщиков. Произошло это во многом из-за того, нередки были случаи, когда мы платили реальные живые деньги, а нам проектировали не то, что мы хотели.
Второй момент, который позволил нам создать партнерскую программу – это инновации. В то время искать инновации было модно. Но мы поняли, что это единственно возможный путь, и начали обращаться к нашим партнерам – производителям с запросами на новые разработки. Это связано с тем, что мы не можем себе позволить строить устаревшие дома. Цикл строительства достаточно долгий.
И НАМ ХОТЕЛОСЬ СТРОИТЬ ДОМА, КОТОРЫЕ БУДУТ СОВРЕМЕННЫМИ В МОМЕНТ ИХ СДАЧИ, А НЕ В МОМЕНТ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Поэтому мы предложили своим партнерам наши дома как площадку для инноваций, для пробы технологий. В результате за эти годы мы внедрили много решений, которые не сделали, наверное, никогда бы, если бы не работали напрямую с производителями.
В настоящий момент в нашей партнерской программе 150 поставщиков и производителей.
Где искать альтернативу: Турция, Китай и Иран
– Европейских производителей у нас был значительный процент, ни для кого не секрет. Это устраивало, прежде всего, покупателей. Мы, конечно, присматривались к производителям из Турции и Китая, но до этого года большой необходимости идти в этом направлении у нас не было. После того, как партнеры начали уходить с российского рынка, мы стали искать новых.
Как мы это делаем? При выборе партнеров строительства – будь то зарубежные или российские – мы всегда едем на производство. Высаживается целый «десант» «Донстроя», который смотрит не только на производство, но также на складскую программу, изучает испытания качества. И только после этого мы принимаем решение, включать ли производителя в партнерскую программу и использовать ли его продукцию в наших проектах.
Когда начали планировать «десант» в Китай, столкнулись с тем, что в марте период карантина при въезде в страну составлял тридцать дней. Мы поняли, что не сможем себе этого позволить, и в первую очередь решили отработать рынок Турции, тем более, что у нас там и так много партнеров. По их рекомендациям и по собственным каналам мы отобрали 31 производство. По итогам этой поездки были заключены 17 соглашений с производителями материалов из Турции. Тем самым мы на годы вперед обеспечили свои дома качественными материалами.
В Турции сильное собственное производство. За счет особенностей налоговой системы страны им очень выгодно все производить самостоятельно.
ЭТО РЕШАЕТ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ – ПРОКЛЯТЬЕ «ОТВЕРТОЧНОГО» ПРОИЗВОДСТВА, КОТОРОЕ ТЕПЕРЬ СТРАДАЕТ ОТ НЕДОСТАТКА КОМПЛЕКТУЮЩИХ.
В Турции практически все производится в одном кластере. Они могут закупать в Европе какие-то отдельные элементы, которые там производятся не одно столетие, но все остальное производят в том или ином специализированном кластере. Нас это сильно устраивает, так как позволяет вести продукцию на стройку уже в собранном виде. Не секрет также, что у многих мировых брендов производства размещены как в Китае, так и в Турции.
Мы столкнулись с тем, что турки – люди восточные и с ними намного проще договариваться о кастомизации продукции, чего на европейском рынке было добиться сложно. Турки нас слышат и откликаются на запросы.
Это не отменяет того, что Китай остается приоритетным направлением для поиска новых технологий и оборудования. Например, лифтовое оборудование мы постепенно стали бы заменять на китайское, несмотря ни на что. Китай – мировой лидер по строительству небоскребов. Вся китайская продукция вертикального транспорта максимально качественная. Развиваем мы отношения и с российскими производителями.
Мы смотрим и на другие потенциально интересные рынки – прежде всего Иран. Бизнесмены из Ирана очень вдохновлены возможностью работы с России, говорят, что весь Катар к Чемпионату мира по футболу отстроен из иранских материалов. И сейчас иранцы готовы переориентировать эти мощности на Россию.
Колоссальная проделанная работа на этом фронте позволяет нам, помимо прочего, вернуть на витрину квартиры с отделкой. На текущий момент мы вернули около 600 квартир с отделкой во все наши флагманские объекты – «Остров», «Символ», «Событие» и «Река». Сейчас мы уверены, что мы готовы предоставить покупателям квартиры именно с той отделкой, которую обещали.