Найти тему
Частная коллекция

10 ювелирных шедевров Рейксмузеума

Оглавление

Национальный музей Нидерландов создавался более двухсот лет назад по образу и подобию парижского Лувра. Не зря к его открытию приложил руку брат Наполеона Луи Бонапарт, ставший голландским королем во времена Батавской республики и считавший обязательной роскошью иметь национальную сокровищницу. Эти амбиции и сделали музей с парой сотен картин в арсенале в конце 18 века одним из крупнейших в мире сегодня.

Коллекция также формировалась по французскому принципу, но, конечно, учитывая местные реалии. Например, уже невозможно было тогда собрать представительное собрание греческой и римской античности, но вполне были доступны старые мастера, исторические вещи Азии и Востока и, конечно, ювелирные украшения. Последних за свою историю музей успел собрать более 10 тысяч. Вот самые символичные для его коллекции.

Неизвестный мастер. Медальон. Около 1450 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Неизвестный мастер. Медальон. Около 1450 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Медальон. Около 1450 гг.

Традиционный для Ренессанса медальон был выполнен фламандским мастером с применением многоцветной горячей эмали, экспериментальной для того времени техникой. Другая его особенность – расположение фигур популярного сюжета «Поклонение волхвов» внутри полусферы, создающее 3D-эффект.

Неизвестный мастер. Бхима. Середина XIX в. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Неизвестный мастер. Бхима. Середина XIX в. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Бхима. Середина XIX в.

Голландское вторжение в Ломбок в 1894 году – колонизация нынешней территории Индонезии – дало Гааге 230 кг золота, 7 тонн серебра и бесчисленное количество украшений и драгоценных камней, осевших в частных и государственных руках. Эта золотая фигура героя этноса Бхимы с бриллиантами и изумрудами – из их числа.

Неизвестный мастер. Шпилька «Голова мавра». Около 1600 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Неизвестный мастер. Шпилька «Голова мавра». Около 1600 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Шпилька «Голова мавра». Около 1600 г.

Позолоченная шпилька из серебра – яркий пример моды на барочные украшения с жемчугом в XVII веке, а также источника вдохновения для ювелирных дизайнеров середины XX века. Барочные жемчужины в зависимости от формы использовались в качестве основы для самых разных фантазийных образов: здесь, например, центральная превратилась в доспехи главного героя, чья голова вырезана из нефрита. Подобные скульптурные украшения спустя более чем 300 лет были популярными у мастеров Cartier и других ювелирных домов.

Гийом Луи Плем. Колье. 1824-1838 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Гийом Луи Плем. Колье. 1824-1838 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Гийом Луи Плем. Колье. 1824-1838 гг.

Колье – часть роскошной парюры, состоящей также из серег, броши, запонок, шпилек для волос и пары браслетов. Все они выполнены в сложных техниках плетения из золотых нитей и филиграни. Над комплектом трудились трое амстердамских ювелиров почти 14 лет, а именно колье создал выходец из Франции Гийом Луи Плем.

Неизвестный мастер. Брошь. 1856-1862 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Неизвестный мастер. Брошь. 1856-1862 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Неизвестный мастер. Брошь. 1856-1862 гг.

Брошь-трансформер с 19 бриллиантами была выполнена знаменитыми антверпенскими мастерами в середине позапрошлого века в модном тогда античном стиле. Кроме того, в комплект изделия входит и золотое кольцо, в которое можно вставить центральный бриллиант весом в 4 карата, и элегантная отвертка для всех этих манипуляций с костяной ручкой.

Люсьен Гайяр. Гребень. 1904 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Люсьен Гайяр. Гребень. 1904 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Люсьен Гайяр. Гребень. 1904 г.

Рука об руку с великим Рене Лаликом, стиль ар-нуво в Европе развивали еще несколько ювелирных дизайнеров. Один из них – француз Люсьен Гайяр, потомственный ювелир, фирма которого была основана его дедом в Париже в 1840-м. Одним из главных его козырей была разнообразная и сложная работа с эмалью. Например, в это золотом гребне с цитрином, изумрудами и бриллиантами была использована техника витражной эмали.

Йоханнес Стельтман. Колье. 1930 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Йоханнес Стельтман. Колье. 1930 г. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Йоханнес Стельтман. Колье. 1930 г.

Ювелирный бизнес Steltman – ровесник русской революции: основатель бренда Йоханнес Стельтман открыл свой первый магазин в Гааге в 1917 году. За вдохновением и камнями он ездил в Париж, поэтому и передовой стиль ар-деко коснулся многих его изделий первой половины XX века. В этом колье использован резной нефрит, который, при желании хозяйки, мог превращаться в самостоятельную брошь.

Рене Лалик. Гребень. 1902-1903 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Рене Лалик. Гребень. 1902-1903 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Рене Лалик. Гребень. 1902-1903 гг.

Не обошлась коллекция музея и без вещей флагмана ар-нуво Рене Лалика. Здесь хранится художественное стекло мастера, несколько ювелирных вещей, а также карандашные эскизы к ним. Бесспорный хит собрания – гребень из рога, золота и бриллиантов в форме ветвей цветущей калины. Воспроизведение в ювелирном деле ее цветков, наряду с сиренью, считалось одним из проявлений недюжинного мастерства.

Firma van den Eersten & Hofmeijer. Ожерелье с подвеской. 1920-29 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Firma van den Eersten & Hofmeijer. Ожерелье с подвеской. 1920-29 гг. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Firma van den Eersten & Hofmeijer. Ожерелье с подвеской. 1920-29 гг.

Амстердамская компания Firma van den Eersten & Hofmeijer более ста лет назад решила выпускать относительно недорогие вещи из благородных материалов в модном тогда стиле ар-деко и на родине вполне преуспела – сегодня их вещи хранятся не в одном европейском музее. За основу брался парижский инновационный дизайн в сочетании с эклектикой. Здесь, например, подвеска из розового золота с сияющим янтарем украшена орнаментом в китайском стиле.

Аннеке Схат. Серьги с опалами. 1972. Фото: Courtesy of Rijksmuseum
Аннеке Схат. Серьги с опалами. 1972. Фото: Courtesy of Rijksmuseum

Аннеке Схат. Серьги с опалами. 1972 г.

С середины 1960-х голландская художница Аннеке Схат начала делать собственную линейку украшений из золота. Авангардный дизайн, отсылающий и к русскому супрематизму, и к японской каллиграфии, полюбился не только заказчикам, но и музейщикам. Ее выставки проходили по всей Европе, США и Японии. В коллекции Рейксмузеума хранятся более дюжины ее вещей.

Материал опубликован на сайте «Частная коллекция»