Найти тему
Оружейное дело

Легкий танк М3/M5 General Stuart

Легкий танк General Stuart был массовым и наиболее известным американским легким танком периода Второй мировой войны. Танк разработан в 1940 году на базе легкого танка М2А4, с 1941 г. по 1944 г. было выпущено 22743 танков этого типа.

Танк имел компоновку с передним расположением трансмиссии и двигателя в корме танка. Экипаж танка 4 человека, механик-водитель и стрелок из курсового пулемета располагались впереди в корпусе танка, командир и заряжающий — в башне. Посадка механика-водителя и стрелка производилась через два люка в лобовой бронеплите корпуса, при замене вертикальной бронеплиты на наклонную люки перенесли на крышу корпуса. Посадка экипажа в башню осуществлялась через люк в крыше башни. На крыше башни была также установлена командирская башенка и турель для зенитного пулемета.

AMP

Легкий танк М3/M5 General Stuart

Конструкция корпуса и башни были клепаные из броневых листов. На танках более поздних серий перешли на сварную конструкцию. Корпус танка коробчатой формы, башня многогранной с вертикальными стенками и скошенной крышей, на более поздних образцах заменена на подковообразную.

При весе танка 12,94 тонны танк имел удовлетворительное противопульное бронирование, толщина брони лба корпуса 38—51 мм, бортов 25 мм, башни 25—38 мм, крыши и днища 13 мм.

Вооружение танка состояло из 37-мм пушки М6 L/53,1 (L56,6) и пяти 7,62-мм пулеметов «Браунинг». Один пулемет был спаренный с пушкой, один устанавливался в шаровой опоре в лобовой плите корпуса, два в спонсонах корпуса, которыми управлял механик-водитель при помощи спусковых тросов, и один зенитный на крыше башни.

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель «Континенталь» мощностью 250 л.с., обеспечивающий скорость 48 км/час и запас хода 113 км. На части танков устанавливался дизельный двигатель «Гайберсон».

Ходовая часть на каждый борт содержала четыре обрезиненных катка небольшого диаметра, объединенных попарно в две тележки, подвешенных на вертикальных пружинах, трех поддерживающих катков, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

В связи с нехваткой авиационных двигателей «Континенталь» в 1941 году было принято решение запустить в серию упрошенный вариант танка, получившего индекс М5, с двумя двигателями «Cadillac» суммарной мощностью 220 л.с., обеспечивающих скорость 48 км/час и запас хода 130 км. Толщина нижней лобового листа на этой модификации была увеличена до 64 мм, вес танка достиг 15,4 тонны.

Танк отличался высокими ходовыми качествами и хорошей надежностью, но слабым вооружением, большими габаритами, а авиационный двигатель был пожароопасен и потреблял большое количество высокооктанового бензина. Бронирование танка было удовлетворительным на первом этапе войны, с появлением более совершенных немецких танков и противотанковых орудий он оказался практически незащищенным.

Танк по ленд-лизу поставлялся в Советский Союз, в 1941-1943 годах было поставлено 1232 танка, в том числе 211 дизельных. Принимал участие в войне на многих фронтах, на первом этапе войны советские танкисты давали ему удовлетворительную оценку, в последующем его пришлось заменить на более защищенные танки.