Есть некие модные вещи, которые считаются символами ХХ века, но на самом деле появились заметно раньше. В частности, мир моды заговорил о коротких платьях в 1866 году (!!!)
Причины их появления были весьма практичные – модным барышням надоело пачкать трены и «хосты», что наблюдалось не только в России, но и в Европе. Система вздержек устраивала далеко не всех. А потому были решено ввести в городскую моду то, что было уделом загородных прогулок.
В самом начале указанного года очевидец, ещё не подозревавший о развитии модных тенденций писал: «Короткие платья остаются неотъемлемой принадлежностью пешеходства и конькобежства, о чем мы будем говорить впоследствии, когда станут реки, и катки снова привлекут к себе наш модный свет».
Впрочем, включалась в дело молодежь, которая изменила подходы к нарядам. И уже некоторые время спустя одна из модниц не без удивления отмечала: «До сих пор короткие платья приняты только для гулянья; одни только очень молоденькие девочки носят их во всякое время. Впрочем, на сей раз мода чрезвычайно уступчива: если вам короткие платья не нравятся, и вы предпочитаете вздергивать с великим трудом несколько аршин лишней материи никто вам не мешает — делайте так».
В итоге озадачились даже модные журналы. Ещё недавно наряд был для прогулок, но внезапно он стал общеупотребительным. На этой указывает одна из заметок: «Мы поместили политипажный рисунок платья короче юбки, и назвали его «костюм для вояжа». С тех нор подобные платья, так называемые «срезанные платья» (robes coupees) появляются во множестве — и на модных картинках, и на модных дамах; в них делают визиты, ездят на дачи обедать; для гуляния они чрезвычайно удобны, наравне со вздернутыми платьями, но имеют перед ними преимущество новизны. Нам очень нравятся эти платья, в особенности с экономической точки зрения: во-первых, на них идет гораздо меньше материи — нижняя юбка остается в размерах всех цветных нижних юбок, а верхняя на три вершка короче её и нисколько не шире; во-вторых, сколько вышедших из моды платьев (за неимением хвоста) могут снова занять приличное для них в гардеробе место».
Итогом это стало негласное состязание в вопросах моды. Одна из обитательниц модных салонов писала в те дни: «Вообще в моде заметно колебание. Подобранные и короткие платья напоминают еще genre Помпадур; длинные же и скошенные юбки с треном, более приближаются к античному. Увидим, что возьмет верх; а в настоящую минуту длинных платьев видно столько же, сколько и коротких».
Некоторые из современников не без интереса наблюдали за этими процессами: «Короткие платья ещё не совершенно принялись в городе, (впрочем, теперь город ещё довольно пуст) но нет сомнения, что зимой, для прогулки, они войдут во всеобщее употребление».
Подобное предположение не было ошибочным, ибо уже в мае 1866 года один из модных обозревателей констатировал: «Покрой платьев короче юбки с каждым днем более устанавливается. Действительно, трудно что-нибудь придумать удобнее для вояжа, прогулки, и для лета вообще. Эти, так называемые срезанные платья, появятся к концу лета на всех — стало быть, к ним надо привыкать. Покамест они еще новы и несообразны с принятыми обычаями; но скоро их все примут, как уже приняли женщины большого света туалеты, которые мы здесь приводим для примера. Впрочем, короткие платья не так странны, как казались в первое время вздернутые платья, к которым однако привыкли же. Теперь думают о том: примутся ли эти платья в салонах. Большинство того мнения, что да. Ведь делали же визиты и входили в комнату со вздернутыми платьями; а срезанное платье несравненно приличней и грациозней; стало быть — отчего же его не принять»
В журналах мод пытались найти объяснение подобным процессам: «Общий вид туалетов нынешнего лета всё более и более приближается к модам Первой империи; мода очевидно находится в переходном состоянии, но, не дойдя еще до классическою стиля, позволяет себе множество фантазий, отступлений, нововведений и капризов, которые разнообразят её до нельзя. Теперь каждая женщина хочет видеть на себе что-нибудь оригинальное; ей достаточно увидать на приятельнице; какую-нибудь отделку, чтоб пожелать для себя совершенно иную; как только одна, из тысячи принятых форм шляпа начинает появляться на всех — она уж больше не нравится. От этого происходить то, что моды то и дело обновляются; остается неизменным только одно — стремление к костюмам Первой империи. Вздернутые сверх юбки платья проложили дорогу платьям короче юбки; от них недалеко до уничтожения кринолина, а оттуда до фуро Первой империи, служившего ножнами нашим бабушкам. А что это будет — в том нет никакого сомнения. Так и знайте, любезные мои читательницы!»
Впрочем, кто-то был более острожен в прогнозах: «Говорят, что зимою будут носить костюмы, составленные из коротких юбок ступеньками, т. е. одна другой короче, вроде тех, которые носят теперь щеголихи на загородных гуляньях. Туалеты эти, весьма приятные для ходьбы пешком, положат начало распределению одежд: юбки с треном, которые останутся постоянно в моде, будут исключительно принадлежать салонам».