Чем отличается улица от дороги? Улица, помимо выполнения своих транспортных функций, служит также общественным пространством. И, если говорить об этом, то улица, в зависимости от обстоятельств, может как предусматривать в своей планировке автомобильное движение, так и не иметь его вовсе.
Пешеходные улицы появились не вчера и их появление связано с тем, какие функции преобладают на улице (рекреационная или транспортная) и как эти функции эффективнее реализовать с учётом транспортной составляющей, планировки улицы и наличия точек притяжения для людей.
Пешеходная улица - это инструмент для достижения целей, и не всегда этот инструмент стоит применять. Например, делать улицу в условиях микрорайонной застройки или на окраине города пешеходной зачастую бессмысленно, поскольку такая улица имеет неудобную планировку для человека (слишком широкая, дома не формируют единую линию или несоразмерны, отсутствуют активные первые этажи) и на ней слишком мало активностей (кафе, ресторанов, лавок).
И напротив, в центре города квартальная застройка, наличие мест притяжения, плотная сетка улиц и высокая транспортная доступность создают оптимальные условия для создания пешеходной улицы.
А что насчёт вопроса заезда машин жителей или грузовиков торговых точек на такую улицу? Данную проблему можно решить с помощью спецпропусков, разрешающих заезд машин на улицу в определенные часы или всё время.
Пешеходной улица может быть, кстати, не только на постоянной основе. Концепция пешеходных улиц по выходным существует достаточно давно и позволяет на время перекрывать движение автотранспорта и отдавать всё пространство улицы пешеходам.
Примеры подобного есть и в России. Например, в Красноярске часть проспекта Мира - центральной улицы города - каждые выходные перекрывают для пешеходов.
В Томске же в качестве эксперимента участок улицы Усова на один день стал пешеходным, сделав для горожан множество площадок. Эксперимент признан успешным и в планах - время от времени перекрывать проезжую часть.
Такие эксперименты позволяют быстро и дёшево реализовать идею на практике и посмотреть, как это будет работать, наглядно представить проект и в перспективе перейти к регулярным перекрытиям движения или вовсе сделать улицу пешеходной на постоянной основе.