Неудачи шведов
Шведский генерал Крониорт, как ни старался, никак не мог защитить Ингрию (точнее, ее материковую часть). Неудачи преследовали и комендантов Ниеншанца с Нотебургом, пытавшихся контролировать берега Невы. Тем более что бравый воевода Апраксин, набравший отряд из 2000 бойцов, уже начинал теснить шведов по всему побережью великой реки. Апраксинские отряды вели разведку, а потом лихо нападали на противников, брали их в плен, угоняли скотину.
13 августа 1701 года берега Ижоры покрылись кровью: здесь развязалась кровавая битва. Русские разбили наголо больше 500 шведов. Они начали отступать, пустились в бегство, к реке Славянке и Сарской мызе (старое название Царского Села), бросая своих.
Пал крепкий Орешек
Осели шведы в крепости Орешек. Издревле она была русской, но с 1612 по 1702 гг. принадлежала Швеции. Тогда Борис Шереметев повел русские войска на штурм. Началась осада крепости, и через 13 часов шведы пали под натиском храбрых русских воинов.
После этого ее переименовали в «Ключ-город» (Шлисельбург). Кстати, достоверно известно, что в том походе шел и сам Петр Первый, выступая бомбардир-капитаном.
Русские идут!
Дальше Петр I повел 35 тысяч преданных бойцов в наступление на Ладогу и Неву. Начался обстрел крепости Нотебург, и 11 ноября она пала столь же бесславно, как Орешек.
Переждав зиму, 23 апреля Петр Великий двинул свои отряды на Ниеншанц. Комендантом крепости был некий Йохан Аполлов. Он усиленно готовился к наступлению русских, хотя прекрасно понимал, что победа будет не на его стороне. Через три дня, 26 апреля, русская армия подошла к крепости и штурмовала гарнизон.
Виват! Виват! Виват!
Битва была непростой, кровавой, отметила позже историки, но исход ее был предрешен. 2 мая раздался бой барабанов, и под эти звуки бывший комендант крепости передал Шереметеву серебряное блюдо с лежащими на нем городскими ключами.
Раздались громкие крики «Виват!», и русские торжественно вошли в крепость.