Найти в Дзене
Level One

3 шедевра Пикассо из коллекции Морозова

Иван Морозов не мог похвастаться большим собранием работ Пабло Пикассо — у него было всего три работы испанского художника. Но зато какие — московскому коллекционеру удалось заполучить главные шедевры разных творческих периодов Пикассо. Познакомимся с ними поближе 👇 «Арлекин и его подружка» Эта картина относится к «голубому» периоду творчества художника, который пришелся на 1901–1904 года. Называется он так из-за цветовой гаммы. В это время Пикассо использует разные оттенки голубого и синего. Это делает сюжеты картин более притчевыми, касающимися глобальных
и вечных вопросов.
Главными героями произведений этого периода становятся слабые, неуверенные люди. Часто они сидят в углу, одинокие и печальные. Их состояние проявляется больше не через мимику, а через саму атмосферу синего цвета. В картине «Арлекин и его подружка» на первый план выходит еще одна важная для Пикассо тема — судьба творческой личности. Трагический образ бродячих артистов — это символ нелегкого бремени человека иску
Оглавление

Иван Морозов не мог похвастаться большим собранием работ Пабло Пикассо — у него было всего три работы испанского художника. Но зато какие — московскому коллекционеру удалось заполучить главные шедевры разных творческих периодов Пикассо. Познакомимся с ними поближе 👇

«Арлекин и его подружка»

Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)», 1901 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)», 1901 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина

Эта картина относится к «голубому» периоду творчества художника, который пришелся на 1901–1904 года. Называется он так из-за цветовой гаммы. В это время Пикассо использует разные оттенки голубого и синего. Это делает сюжеты картин более притчевыми, касающимися глобальных
и вечных вопросов.

Главными героями произведений этого периода становятся слабые, неуверенные люди. Часто они сидят в углу, одинокие и печальные. Их состояние проявляется больше не через мимику, а через саму атмосферу синего цвета.

В картине «Арлекин и его подружка» на первый план выходит еще одна важная для Пикассо тема — судьба творческой личности. Трагический образ бродячих артистов — это символ нелегкого бремени человека искусства, который подчас сталкивается с насмешками и непониманием.

«Девочка на шаре»

Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина

Эта знаменитая работа Пикассо — уже из «розового» периода, когда холодная палитра синих оттенков сменяется на теплую розовую. Такая перемена связана с счастливым этапом жизни художника на Монмартре. Главной темой становится дружба между слабым и сильным. Вместе они составляют гармоничный союз: слабый не может без сильного —
и наоборот.

Герои картины — ребенок на шаре и его старший товарищ, сначала были только наброском к большой работе «Семья акробатов». Но потом Пикассо превратил этот эпизод в отдельную картину меньшего размера.

Поза девочки вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Скорее всего, Пикассо срисовывал подростка с бронзовой статуэтки «Мальчик, балансирующий на шаре» скульптора Йоханнеса Гетца 1888 года.
А в первых эскизах этого сюжета была не девочка на шаре, а мальчик.

Пикассо хотел показать хрупкость и силу и для этого, возможно, зашифровал в картине латинскую поговорку «Престол Фортуны кругл,
а Доблести квадратен». Шар, на котором балансирует акробатка, — это пьедестал древнеримской богини судьбы Фортуны — хрупкости, а куб, где сидит атлет, — пьедестал богини доблести Виртуты — силы.

«Портрет Амбруаза Воллара»

Пабло Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара», 1910 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Пабло Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара», 1910 год, ГМИИ имени А.С. Пушкина

Этот портрет известного собирателя искусства написан в жанре аналитического кубизма. Одна из главных особенностей этого направления — отказ от ярких цветов, монохромность. Вместо этого основное внимание Пикассо уделяет объему и форме предметов.

Предметы на картине, как правило, узнаваемы: можно понять, кто на портрете, что у него в руках, какие объекты на столе. Но для этого нужен анализ со стороны зрителя: чтобы собрать набор плоскостей в узнаваемую фигуру. Сам объект виден с нескольких сторон одновременно.
В реальности это разнесено во времени: сначала смотрим с одной стороны, потом с другой. Но живопись умеет больше, чем реальность.

В портрете Воллара прослеживается сходство с моделью: прикрытые тяжелые веки глаз, жесткая линия закрытого рта, высокий лоб. Все эти детали формируют единую материю и помогают увидеть напряженный процесс создания образа. В картине много планов, и все они воспринимаются одновременно находящимися и впереди, и позади соседнего.

Сейчас эти работы Пикассо и другие известные работы из собрания братьев Морозовых показывают в Пушкинском музее. На мини-курсе «Коллекция Морозовых в Пушкинском» мы разберем шедевры как западной живописи — Моне, Пикассо, Ван Гога, Матисса, Гогена, так и русской — Врубеля, Серова, Сурикова, Шагала.

#живопись #пикассо #шедевры #морозовы #пушкинскиймузей