Найти тему
Mickey Tram

"Волгоградский астрал". Скоростной трамвай Волгограда.

Оглавление

Доброго времени суток, друзья. Наконец-то выходит долгожданная статья о Волгоградском метротраме, она будет большой, так что наберитесь терпения. Я старался сделать её Максимально информативной, однако она не про историю, я думаю, что об истории Волгоградского трамвая и без меня хватает статей. Что-ж, начнём.

Общие сведения

Линия скоростного трамвая была построена в две очереди, первая очередь строилась с 1970 по 1984 год, а вторая очередь с 1985 по 2011 год. Первая очередь берёт начало у станции "ВГТЗ" и заканчивается на станции "Площадь чекистов". Вторая очередь начинается на станции Профсоюзная и заканчивается на станции Ельшанка. Станция "Площадь Чекистов" расположилась на ответвлении. Первая очередь содержит три станции метротрама: "Площадь Ленина" и "Комсомольская" расположены под землёй, а "Пионерская" - на эстакаде. Остальные станции первой очереди расположены на земле и напоминают обычные трамвайные остановки. Так как в метротраме предполагалось использование вагонов с одной кабиной и дверями только с правой стороны, то на станциях "Площадь Ленина" и "Комсомольская" организовано левостороннее движение. Пересечение тоннелей находится на перегонах "ТРК Европа" - "Площадь Ленина" и "Комсомольская - Пионерская".

Рисунок 1 - Схема скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 1 - Схема скоростного трамвая г. Волгоград.

На данный момент существует два маршрута в скоростном трамвае Волгограда, первый маршрут СТ1 (ВГТЗ - Площадь Чекистов), второй маршрут СТ2 (ВГТЗ - Ельшанка). В случае внештатных ситуаций вагоны следующие со стороны Ельшанки можно развернуть за счёт съезда на станции "ТРК Европа" или за счёт Кольца на станции "Стадион Монолит". Путевое развитие некоторых станций очень интересно, к примеру за станцией "ТРК Европа" имеется кольцо, которое на данный момент не используется.

Рисунок 2 - Путевое развитие некоторых станций скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 2 - Путевое развитие некоторых станций скоростного трамвая г. Волгоград.

А на конечной станции "Площадь чекистов" имеется специальное ответвление для погрузки вагонов на трейлер. Дело в том, что вагоны метротрама проходят ремонт на заводе "ВЭТА", однако линия СТ не имеет путей ведущих к заводу, поэтому вагоны погружают на трейлер и везут автотранспортом.

На станции "Стадион Монолит" имеется кольцо и съезд в сторону пятого трамвайного депо, которое обслуживает скоростной трамвай.

Подвижной состав

Движение в Волгоградском метротраме открывали легендарные вагоны модели Tatra T3SU, которые ходили сцепленные по системе многих единиц, отличием от городских вагонов являлось наличие автоматической локомотивной сигнализации, на вагоне были установлены катушки, локомотивный светофор в кабине, а в салоне красовался шкаф, при этом на подземной части линии имеются светофоры, разделяющие линию на блок-участки с автоблокировкой.

Рисунок 3 - Подвижной состав Скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 3 - Подвижной состав Скоростного трамвая г. Волгоград.

На данный момент Подвижной состав Скоростного трамвая имеет кабины и двери с двух сторон, это связано с наличием как правых платформ на второй очереди метротрама, так и с наличием съездов, используемых для оборота подвижного состава. Исключение составляет лишь один единственный состав из вагонов модели Tatra T3R.PV, который используется на маршруте СТ1. Поговорим более подробно о подвижном составе.

МТТА-2

Данный вагон является глубокой модернизацией вагонов модели Tatra T3. Данные вагоны проходили модернизацию на Московском ТРЗ начиная с 2012 года. В ходе модернизации на вагоны были установлены асинхронные тяговые двигатели и электрооборудование ЭПРОТЭТ-300 ("ЭПРО" г. Санкт-Петербург). Ключевым отличием от вагонов модели Tatra T3 является наличие дверей с двух сторон, что позволяло сцеплять вагоны по СМЕ и эксплуатировать на линиях без разворотных колец.

Рисунок 4 - Трамвайный вагон МТТА-2 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 4 - Трамвайный вагон МТТА-2 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.

Изначально данные вагоны использовались в Москве на маршруте №9, так как на Лесной улице был тупик со съездом, однако позже линия была продлена к Белорусскому вокзалу, где построили кольцо, необходимость в челноках пропала. При обновлении подвижного состава в Москве все вагоны модели МТТА-2 в 2018 году были переданы в Волгоград. В Волгограде на вагоны установили систему Автоматической локомотивной сигнализации, после чего запустили на линии Скоростного трамвая, где они эксплуатируются и по сей день.

Tatra T3R.PV

Данный поезд из вагонов модели Tatra T3R.PV выделяется голубым кузовом на фоне остального подвижного состава. В 2006 году данные вагоны были изготовлены на заводе Pragoimex в Чехии, вагоны хоть и имеют коллекторные двигатели, но оборудованы тиристорно-импульсной системой управления того же завода.

Рисунок 5 - Трамвайный вагон Tatra T3R.PV на линии скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 5 - Трамвайный вагон Tatra T3R.PV на линии скоростного трамвая г. Волгоград.

Визуальным отличием от классического вагона модели Tatra T3 является наличие современной передней и задней маски, так же у вагона нет розеток для кабеля питания, поэтому состав эксплуатируется с двумя поднятыми токоприёмниками. Так как вагон имеет двери только с одной стороны, данный состав используется только на маршруте СТ1.

ЛВС-2009 (71-154)

Данный вагон имеет три секции, две кабины и двери с двух сторон, вагон имеет частично низкий пол, что полезно для пассажиров с колясками и инвалидов. Вагон собирался на Петербургском трамвайно-механическом заводе с 2008 по 2012 годы, оборудован асинхронным тяговым приводом и электронной системой управления.

Рисунок 6 - Трамвайный вагон ЛВС-2009 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 6 - Трамвайный вагон ЛВС-2009 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.

Данные вагоны изначально разрабатывались для скоростного трамвая Волгограда, где эксплуатируются по сей день.

71-623-03

Из всех типов самый новый вагон. Данный вагон разработан на УКВЗ, строился с 2015 по 2018 годы, предназначен для работы по системе многих единиц челноком, то есть имеет двери с двух сторон и одну кабину. Так же существует низкий уровень пола в средней части салона, асинхронный тяговый привод и электрооборудование фирмы "Чергос".

Рисунок 7 - Трамвайный вагон 71-623-03 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.
Рисунок 7 - Трамвайный вагон 71-623-03 на линии скоростного трамвая г. Волгоград.

Вагоны так же оборудованы автоматической локомотивной сигнализацией для работы на линии скоростного трамвая.

"Что с хозяйством?"

Да, уникальный случай, статья в статье, так как всё нижесказанное это забегание далеко вперёд, если брать основной цикл, но поверхностно я хочу затронуть всё же вопросы путей и контактной сети.

Рельсы

Так как тоннели и рельсы в метротраме укладывались по нормам метрополитена. То рассмотрим типичное строение рельсового пути в метрополитене. Имеется бетонное основание, в которое укладываются шпалы, на шпалы устанавливаются рельсы. Бетонное основание имеет желоб, предназначенный для безопасности. Если человек оказавшийся на путях ляжет в этот желоб, то состав проедет над ним, не нанеся никаких травм. Строение рельсового пути представлено на рисунке ниже.

Рисунок 8 - Рельсовый путь метрополитена.
Рисунок 8 - Рельсовый путь метрополитена.

Рельс устанавливают на резиновую прокладку, прокладку вместе с рельсом располагают на подкладке, которая фиксируется на шпале путевыми шурупами, рельс в подкладке фиксируется маятниковым штырём. Рельсы устанавливаются не перпендикулярно шпале, а под небольшим углом, такой приём позволяет более равномерно распределить нагрузку от колеса на рельс.

Контактная сеть

Здесь мы не будем углубляться в вопросы частей подвески контактной сети, это тема для основного цикла. Я хочу показать вам участок контактной сети метротрама и обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых контактных проводов два, во-вторых они не прямые, а подвешены зигзагом.

Рисунок 9 - Контактная сеть метротрама.
Рисунок 9 - Контактная сеть метротрама.

Так как трамвай вместе с токоприёмником нужно вместить в довольно тесный тоннель, то контактная сеть висит достаточно низко, как известно токоприёмник трамвая поднимается под действием пружины, которая стремится из растянутого состояния в нормальное, как известно, чем сильнее растянута пружина, тем больше сила упругости, тем сильнее токоприёмник давит на контактную сеть, чрезмерно высокое давление на контактный провод может привести к повреждению токоприёмника или контактной сети. Для равномерного распределения нагрузки от токоприёмника вешают два контактного провода.

Зигзагом контактный провод вешают для равномерного износа контактной вставки токоприёмника, так как прямой провод протрёт небольшую канавку во вставке, при этом большая площадь её будет не задействована.

Станции

В Волгоградском метротраме пять поземных станций и одна на эстакаде. При это станции "Площадь Ленина" и "Комсомольская" имеют левостороннее движение, так как двери у трамваев находились справа, а платформы на данных станциях имеют островное расположение. Рассмотрим для начала станции первой очереди.

"Площадь Ленина" - станция односводчатая, то есть станция в сечении имеет форму полукруга и не содержит каких либо стен или колонн, глубина станции 7 метров.

"Комсомольская" - станция колонная, содержит в себе два ряда колонн, глубина станции составляет 10 метров.

"Пионерская" - станция находится на эстакаде, платформы имеют боковое расположение, высота станции 15 метров.

Рисунок 10 - Станция "Комсомольская" г. Волгоград
Рисунок 10 - Станция "Комсомольская" г. Волгоград

Во второй очереди так же три станции метротрама, однако на всех станциях стандартное правостороннее движение, так как вторая очередь предполагает лишь использование вагонов с двумя кабинами и дверями с двух сторон.

"Профсоюзная" - станция колонного типа, с островной платформой, глубина - 14 метров.

"ТЮЗ" - или Театр юного зрителя, односводчатая станция, её глубина составляет 12 метров.

"Ельшанка" - колонная станция с боковыми платформами, глубина станции всего 5 метров.

По итогу имеем, что самая глубокая из подземных станций "Профсоюзная", а ближе всего к поверхности земли находится "Ельшанка".

Вот и всё, конечно в статью вошло не всё, что я хотел бы вместить, всего не расскажешь, однако эту статью можно расценивать, как затравочку для других интересных тем, обязательно пишите в комментариях, на какие темы ещё написать статьи, я обязательно приму к сведению. До новых встреч.