Вы, скорее всего, уже видели шутку, гуляющую по интернету: парни после 20 лет пытаются выбрать, на каком герое построить свою личность. Исходя из актуальной повестки, «Краснодарские известия» решили выяснить, что это за идейные вдохновители и что с ними не так.
«Американский психопат»
Визитные карточки как показатель утонченного вкуса и успешности; маски для лица и ежедневные тренировки – как сила характера и внешняя красота; прекрасная, но нелюбимая спутница, которую водишь по фешенебельным ресторанам; постоянная погоня за успехом, признанием и антисоциальное расстройство личности. Таким нам показали героя «Американского психопата» Патрика Бэйтмана. И несмотря на то, что фильм был представлен как сатира на токсичную маскулинность, культуру яппи и насмешка над мужчинами, похожими на Бэйтмана, тот все равно вошел и даже возглавил список людей, на которых хотят равняться «не такие как все».
«Американский психопат» - аллегория на жестокость, мошенничество, которое было порождено духом времени и непомерным высокомерием, жертв личных мотивов, которые ничем не поступятся ради исполнения своих желаний. Но фильм еще и о том, что темная сторона всегда одержит верх над разумом, как бы глубоко вы ее не прятали, а материализм и тщеславие - один из самых безболезненных способов держать себя под контролем. Патрик Бэйтман стал мемом из-за того, что многие стремятся к его образу жизни (за исключением убийств), с ее внешним лоском и выдержкой персонажа, а психопатия привлекает к его образу еще больше людей, над чем стали иронизировать, снизив градус подражания.
«Таксист»
Сюда же отнесем еще одного героя, на личности которого «базируется личность мужчины», - Джокера из экранизации Тодда Филлипса, потому что ленты в целом достаточно похожи. Но отдадим дань уважения фильму Мартина Скорсезе «Таксист», главный герой которого – Трэвис Бикл, - ветеран Вьетнамской войны с диссоциальным расстройством личности, планирующий свершить правосудие и очистить город от грязи. И если с сюжетом все более или менее понятно, то вот с социальной повесткой фильма гораздо сложнее. С одной стороны, это как психологическая прививка для общества, обличающая пороки, психические расстройства, и форма протеста против существующих правил. С другой - новая форма фашизма, получающая распространение и представляющая маргинальных личностей с неустойчивой психикой как героев времени.
«Таксист» – действительно культовая и сильная лента, но такой ли герой Бикл? Или это просто еще один персонаж, противопоставляющий себя миру, который бы никогда его не принял, и решивший изменить систему? В любом случае это большое поле для анализа, но дух «новой волны бунтарства» определенно сделал «Таксиста» еще одним фильмом-мемом.
"Бойцовский клуб"
Первое правило бойцовского, а по совместительству клуба мыловаров: никогда не говорить о бойцовском клубе… Но начнем по порядку. Сюжет нам повествует главный герой – Рассказчик, который работает в страховой компании, – типичный представитель критикуемой культуры яппи. Однажды он знакомится с Тайлером Дерденом со странной философией, которая открывает Рассказчику новую жизнь. И если «Американский психопат» критиковал потребительство, то «Бойцовский клуб» критикует все. Стремление к жизни с вечной погоней за деньгами, вещизму и разрешительные и жестокие протесты против устаревшей системы.
Героем для любителей этого фильма стал именно Тайлер, с его нездоровым цинизмом, видимой и даже чересчур проявленной свободой, искаженной моралью и стремлением большой кровью что-то изменить. Еще один герой, существование которого само по себе протест, стал действительно некой иконой. Из обличительного (сейчас будет большой спойлер) – Тайлер лишь плод воспаленного сознания Рассказчика, и его как такового в системе существовать не может. Фильм идет через призму психически нездорового человека, который две противоположные грани одной личности возводит в абсолют.
#кино #культура #мемы