Пинюгская УЖД - узкоколейная железная дорога в Подосиновском районе Кировской области. Начиналась в поселке Пинюг у одноимённой железнодорожной станции широкой колеи на линии Киров — Котлас. Железная дорога лесовозная. Открылась в 1940 году. Максимальная длина 100 километров. Пинюгский леспромхоз ранее входил в пятёрку самых крупных в стране. Железная дорога закрылась в 2018 году. Пути разобраны.
История Пинюгской узкоколейной железной дороги выглядит несколько необычно. Всё начиналось со строительства ширококолейной железнодорожной магистрали, призванной соединить богатую лесами республику Коми с остальной частью страны. В 1929 году ОГПУ создаёт лагерное управление, специализирующееся на строительстве железной дороги от станции Пинюг до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). Работы начались осенью того же года силами 2800 заключённых. В 1932 году дорога, готовая на 30 процентов, была по непонятной причине законсервирована. А после начала строительства в 1937 году железной дороги Коноша – Воркута, трудившиеся здесь заключённые были переброшены в район Беломорско-Балтийского канала. В годы Великой Отечественной Войны рельсовый путь на участке Пинюг – Лопотово (берег реки Луза, недостроенный мост) был разобран. Рельсы отправили на прифронтовые железные дороги. Вскоре после разборки железной дороги было решено использовать её насыпь для прокладки лесовозной узкоколейной железной дороги. Первый участок узкоколейной дороги был открыт в 1940 году.
В двух километрах от Пинюга (там, где линия проходит по высокой насыпи, а справа от неё простирается водоём) располагался 1-й лагерный пункт. На 12-м километре был 2-й лагпункт (по утверждениям старожилов Пинюга, там содержались поляки). Позднее, в 1950-е годы, он превратился в посёлок Каменка.
Участок узкоколейной железной дороги севернее Каменки, проложенный по насыпи недостроенной ширококолейной линии, действовал недолго. Основная магистраль строилась по другой трассе – к западу от него, через село Сухановское. Впоследствии она пересекла несостоявшуюся магистраль Пинюг – Сыктывкар почти под прямым углом, и была продолжена к востоку от неё.
«Седьмой разъезд», находящий на 6-м километре магистрали узкоколейной железной дороги, стал отправной точкой ещё одной, относительно крупной линии, ведущей на восток. В 8 километрах от «седьмого разъезда» появился лесной посёлок Мирное. Эту линию было решено соединить с Пушемской узкоколейной железной дорогой. Но соединительный участок действовал недолго.
В Сухановском, по некоторым сведениям, когда-то был колхоз. Но уже в 1960-е годы населённый пункт был признан неперспективным, и опустел. В 1970-х годах та же участь постигла и лесные посёлки - Каменку и Мирное.
По данным на лето 2004 года Пинюгская узкоколейная железная дорога работает, и работает неплохо. Из Пинюга каждый рабочий день туда уходит рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона, и составы порожних сцепов. Имеются два плеча работы локомотивов: Пинюг – разъезд 7, разъезд 7 – места погрузки леса. Приятно видеть отличный, своевременно ремонтируемый путь, проложенный по капитальной насыпи, аккуратную станцию в Пинюге, не заваленную «мёртвым» подвижным составом, а главное – ощущать общую атмосферу этой дороги, которая является скорее рабочей, нежели депрессивной, как бывает на многих других узкоколейных дорогах. В рабочем состоянии находилось 6 тепловозов. Каждый рабочий день на линию обычно выходило четыре локомотива.
Фотографии, сделанные в июле 2004 года (автор С. Болашенко http://sbchf.narod.ru):
Но, к большому сожалению, в 2018 году УЖД перестает существовать.
Спасибо за внимание! Ставьте палец вверх 👍 и подписывайтесь на канал в знак поддержки!
Ниже не менее интересная статья про УЖД Дымного торфопредприятия:
Источники информации: